Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 01 августа 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Головкова В.Л. и Смирновой Н.И.,
при секретаре Ватамановой Л.А..,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрев в судебном заседании 01 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 мая 2013 года, которым:
Признано незаконными бездействие Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" по не принятию мер по подаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта: здание трансформаторной подстанции ДОСААФ, расположенное по адресу: ...
Обязана Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" в срок не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - здание трансформаторной подстанции ДОСААФ, расположенное по адресу: ...
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Воркуты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" в части выполнения обязанности по принятию мер по подаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта - здания трансформаторной подстанции ДОСААФ, расположенного по адресу: ... , возложении обязанности на Администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" в срок не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет вышеуказанного бесхозяйного объекта. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что здание трансформаторной подстанции ДОСААФ, расположенное по адресу: ... , является бесхозяйным. При этом администрацией МО ГО "Воркута" не контролируются вопросы эксплуатации данного объекта. Эксплуатация зданий, при установленных нарушениях не соответствует требованиям закона, и вследствие их ненадлежащей эксплуатации создает предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью граждан. Наибольшую опасность бесхозяйные объекты представляют для несовершеннолетних лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда в части установления срока выполнения работ отменить и установить разумный для выполнения требований прокуратуры - до 01 декабря 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По данным реестра федеральной собственности ТУ Росимущества в "Адрес обезличен"объект недвижимости: здание трансформаторной подстанции ДОСААФ, расположенное по адресу: "Адрес обезличен"индустрии, в составе имущества казны Российской Федерации не учитывается.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "Адрес обезличен", Воркутинский отдел, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о собственнике объекта - здание трансформаторной подстанции ДОСААФ, расположенное по адресу: "Адрес обезличен"индустрии, отсутствуют.
По сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Воркутинское отделение, объект недвижимости - здание трансформаторной подстанции ДОСААФ, расположенное по адресу: "Адрес обезличен"индустрии на государственном техническом учете не состоит, право собственности не зарегистрировано.
С учетом установленных обстоятельств и действующего правового регулирования спорных правоотношений суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Так, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно статье 62 Устава МО ГО "Воркута", принятого Советом МО ГО "Воркута" 27.02.2006г., в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления на основании федеральных законов, законов Республики Коми; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Совета городского округа; муниципальное имущество; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Администрация городского округа в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Статьей 64 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом городского округа в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Совета городского округа и администрации городского округа.
Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года N 580.
Пунктами 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580 закреплено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. При этом отсутствие на спорное недвижимое имущество права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения его безопасности.
Исходя из приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно указал, что неприятие расположенного в административных границах муниципального образования городского округа "Воркута" спорного объекта в муниципальную собственность, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления своей обязанности, вытекающей из положений ст.225 ГК РФ и вышеприведенных норм материального права.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для его отмены не имеется.
При этом судебная коллегия считает необходимым уточнить решение суда установлением иного срока для выполнения возложенных на ответчика обязанностей.
Принимая во внимание характер возлагаемой на ответчика обязанности, а также необходимость соблюдения при исполнении этой обязанности определенных процедур, судебная коллегия считает необходимым определить срок, в течение которого данная обязанность должна быть исполнена - до 01 ноября 2013 года. В связи с этим второй абзац резолютивной части решения излагается в новой редакции.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Уточнить абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: "Обязать Администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" в срок не позднее 01 ноября 2013 года подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - здание трансформаторной подстанции ДОСААФ, расположенное по адресу:
...
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.