СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" к Трофимовой В.Н.о взыскании суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами - отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" Жарука С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" обратилось в суд с иском к Трофимовой В.Н. о взыскании излишне выплаченной республиканской ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми как неосновательное обогащение в сумме ... , процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ... , указав в обоснование требований, что ответчик является получателем ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми на основании распоряжения Главы Республики Коми от "Дата обезличена"года "Номер обезличен"; согласно полученным "Дата обезличена". сведениям ответчик с "Дата обезличена". зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что является основанием для приостановления выплаты, которая фактически приостановлена с "Дата обезличена"года. Трофимова В.Н. не сообщила о том, что зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, то есть имел место факт необоснованного получения ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми в период с "Дата обезличена"года по "Дата обезличена"года. Уведомлением от "Дата обезличена". ответчик извещен о необходимости возврата излишне полученной суммы, однако, до настоящего времени задолженность перед бюджетом не изменилась.
Ответчик в судебном заседании участия не принимала, ее представитель иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, ответчик участия в судебном заседании не принимала.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что распоряжением Главы Республики Коми от "Дата обезличена"года "Номер обезличен"в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от "Дата обезличена"года "Номер обезличен""О предоставлении прав на установление доплаты к пенсии" Трофимовой В.Н. установлена доплата к пенсии в размере ... по старости с "Дата обезличена".
В заявлении от "Дата обезличена". о выплате указанной доплаты к пенсии, Трофимова В.Н. предупреждена о необходимости сообщить сведения о поступлении на работу и перемене места жительства - выезде за пределы Республики Коми.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Трофимова В.Н. "Дата обезличена"года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением истца Трофимовой В.Н. ежемесячная денежная выплата за особые заслуги перед Республикой Коми приостановлена с "Дата обезличена".
За период с "Дата обезличена"года по "Дата обезличена"года Трофимовой В.Н. произведена ежемесячная денежная выплата за особые заслуги перед Республикой Коми в размере ...
Отказывая Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" во взыскании с Трофимовой В.Н. ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми, полученной за период с "Дата обезличена"года по "Дата обезличена"года, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ответчика отсутствует недобросовестность и сознательное злоупотребление своими правами, поскольку перечень условий, лишающих права на получение выплат, содержащийся в законодательстве Республики Коми, не предусматривал обязанности Трофимовой В.Н. сообщать о факте регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а выплачиваемые ежемесячно выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми в спорный период являлись для Трофимовой В.Н. средством к существованию.
Судебная коллегия считает вывод суда правильным, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом исходя из положений пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность гражданина в данном случае презюмируется, и на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.
Согласно статье 2 Закона Республики Коми от 07 декабря 2006 года N 129-РЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", вступившего в силу с 1 января 2007 года, лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми и получающим по состоянию на день вступления в силу настоящего Закона доплату к пенсии по старости (инвалидности), назначенную Главой Республики Коми в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 24 ноября 1994 года N 74-11 "О предоставлении права на установление доплат к пенсии", со дня вступления в силу настоящего Закона Правительством Республики Коми устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере не ниже размера назначенной доплаты к пенсии по старости (инвалидности) без подачи указанными лицами соответствующего заявления о назначении им ежемесячной денежной выплаты и без представления ими дополнительных документов.
В соответствии со статьей 17.1 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" неработающим лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми (награжденным государственными наградами Республики Коми, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами СССР) и являющимся в соответствии с федеральным законодательством получателями трудовой пенсии по старости, при наличии у них стажа трудовой деятельности (учитываемого в календарном исчислении) не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, в том числе стажа трудовой деятельности в Республике Коми 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в зависимости от заслуг указанных лиц по решению Правительства Республики Коми может назначаться ежемесячная денежная выплата в размере и порядке, установленных Правительством Республики Коми.
В целях реализации указанного Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 N 55-РЗ постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 N 280 был утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми, действовавший до 1 января 2009 года.
В соответствии с пунктами 3, 13 указанного Порядка для назначения ежемесячной денежной выплаты необходимо было представить копию трудовой книжки, заверенную надлежащим образом.
Пункты 17 и 18 данного Порядка предусматривали, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной выплаты (смерть, изменение места жительства в связи с выездом за пределы Российской Федерации и иные, за исключением обнаружения недостоверности сведений или документов, послуживших основанием для назначения ежемесячной денежной выплаты) или приостановление выплаты ежемесячной денежной выплаты (устройство на работу и иные), ее выплата прекращается или приостанавливается начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства; после оставления работы гражданином, которому была приостановлена выплата ежемесячной денежной выплаты, по его заявлению выплата ежемесячной денежной выплаты возобновляется в размере, исчисляемом из действующего размера базовой части трудовой пенсии по старости на день возобновления ежемесячной денежной выплаты.
Согласно статье 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 N 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан", вступившего в силу с 1 января 2009 года, неработающие лица (за исключением лиц, указанных в части 5 настоящей статьи), являющиеся гражданами Российской Федерации и являющиеся в соответствии с федеральным законодательством получателями трудовой пенсии по старости, при наличии у них общего трудового стажа (учитываемого в календарном исчислении) не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, в том числе общего трудового стажа в Республике Коми 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, и имеющие особые заслуги перед Республикой Коми (награжденные государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми за период трудовой и иной общественно полезной деятельности на территории Республики Коми), имеют право на ежемесячную денежную выплату за особые заслуги перед Республикой Коми.
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми и получающим по состоянию на день вступления в силу настоящего Закона ежемесячную денежную выплату, назначенную в соответствии со статьей 17.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и со статьей 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", со дня вступления в силу настоящего Закона ежемесячная денежная выплата считается назначенной в твердой денежной сумме с учетом размера базовой части трудовой пенсии по старости, установленного федеральным законом на день вступления в силу настоящего Закона. Подача указанными в настоящей статье лицами каких-либо дополнительных документов не требуется.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 N 404, вступившим в силу с 1 января 2009 года, в целях реализации Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми.
В пункте 2 данного Порядка приведен перечень документов необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, в состав которых входит копия трудовой книжки и иные документы, подтверждающие стаж трудовой и иной общественно полезной деятельности.
Согласно пункту 8 данного Порядка (в первоначальной редакции) в случае поступления получателя ежемесячной денежной выплаты на работу по трудовым договорам и (или) осуществления работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг на возмездной основе, а также в случае осуществления предпринимательской деятельности, засчитываемой в общий трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости, выплата ежемесячной денежной выплаты приостанавливается с месяца, следующего за месяцем поступления на работу, либо за месяцем начала осуществления работы по договорам гражданско-правового характера или предпринимательской деятельности; о поступлении на работу, осуществлении работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг на возмездной основе, осуществлении предпринимательской деятельности получатель ежемесячной денежной выплаты в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств уведомляет орган социальной защиты населения в письменной форме с приложением документов, подтверждающих данные обстоятельства.
При последующем прекращении работы по трудовым договорам и (или) договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг на возмездной основе, а также в случае прекращения предпринимательской деятельности выплата ежемесячной денежной выплаты возобновляется по заявлению гражданина с приложением документов, подтверждающих факт прекращения работы или прекращения осуществления предпринимательской деятельности (пункт 9 Порядка).
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытие от органа социальной защиты населения, выплачивающего ежемесячную денежную выплату, факта работы и др.), возмещаются гражданином в добровольном порядке, а в случае его несогласия взыскиваются в судебном порядке.
Постановлением Правительства Республики Коми от 7 марта 2012 года N77 в указанный Порядок внесены изменения: из абзаца первого пункта 8 исключены слова ",засчитываемой в общий трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости,"; Порядок дополнен пунктом 2.1, согласно которому гражданин вправе представить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае если гражданином (лицом, являющимся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации) по собственной инициативе указанные в пункте 2.1 документы (либо один из них) не будут представлены, они запрашиваются центром по предоставлению государственных услуг в срок не позднее 5 календарных дней со дня представления документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (сведения), в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, законодательство Республики Коми, регулирующее вопросы назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми, поэтапно изменялось. Действующее до 1 января 2009 года законодательство в качестве документов необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты предусматривало предоставление копии трудовой книжки, заверенной в установленном порядке, а в качестве обстоятельства, влекущего приостановление выплаты - устройство на работу, не конкретизируя характер такой работы; после 1 января 2009 года в числе документов требовалось представить и иные документы, подтверждающие стаж трудовой и иной общественной деятельности, и уведомить об осуществлении предпринимательской деятельности в письменной форме с приложением документов, подтверждающих данные обстоятельства.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, с учетом приведенных выше норм материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае доказательств, бесспорно подтверждающих недобросовестность ответчика при получении ежемесячной денежной выплаты в период с "Дата обезличена"года по "Дата обезличена"года, истцом в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представлено; об обстоятельствах, влекущих приостановление ежемесячной денежной выплаты, и необходимости предоставления сведений о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в связи с изменением законодательств, регулирующего порядок выплаты спорных выплат, истец не предупреждал Трофимову В.Н.; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей впервые запрошена истцом "Дата обезличена"года, при том, что выявить данное обстоятельство, истец имел возможность и ранее.
Ссылка в исковом заявлении на пункт 11 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2008 года N404, согласно которому суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытие от органа социальной защиты населения, выплачивающего ежемесячную денежную выплату, факта работы и др.), возмещаются гражданином в добровольном порядке, а в случае его несогласия взыскиваются в судебном порядке, не свидетельствует о незаконности решения суда.
В контексте приведенной нормы злоупотребление предполагает умышленные действия со стороны получателя ежемесячной денежной выплаты, направленные на незаконное (излишнее) получение спорных выплат, то есть лицо должно знать о незаконности своих действий. По данному делу обстоятельства, которые позволили бы сделать вывод о злоупотреблении со стороны ответчика, сознательном сокрытии им от истца сведений о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в целях получения спорных выплат, отсутствуют.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суд также правильно исходил из того, что оно является производным от основного о взыскании сумм неосновательного обогащения, поскольку в удовлетворении основного требования было отказано, то оснований для удовлетворения производного требования не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.