СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Поповой О.К.,
с участием прокурора Коровенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 января 2014 года дело по апелляционному представлению прокурора города Сыктывкара и апелляционной жалобе Лодыгиной В.Н.на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований прокурора г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетних Веденькиной И.В., Вербицкой К.М., Канева А.В.к Управлению опеки и попечительства Агентства Республики Коми об обязании произвести перерасчет ежемесячных денежных средств на содержание детей за "Дата обезличена". и взыскании денежных средств в пользу Веденькиной И.В. ... , в пользу Канева А.В.- ... , в пользу Вербицкой К.М.- ... - отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения Лодыгиной В.Н., представителя Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару Напалковой Е.Д., представителя Правительства Республики Коми Сафиной С.П., заключение прокурора Коровенко А.В. поддержавшего доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Сыктывкара в интересах несовершеннолетних Веденькиной И.В., Вербицкой К.М., Канева А.В. обратился в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г.Сыктывкару о возложении обязанности произвести Веденькиной И.В., Каневу А.В., Вербицкой К.М. перерасчет ежемесячных денежных средств на их содержание за "Дата обезличена"года, о взыскании в пользу Веденькиной И.В. - ... , Канева А.В. - ... , Вербицкой К.М. - ... В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой г.Сыктывкара проведена проверка по обращению Лодыгиной В.Н. по вопросу нарушения социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что на территории Республики Коми не обеспечено равное государственное обеспечение детей-сирот. Размер выделяемых на содержание детей-сирот денежных средств поставлен в зависимость от формы устройства ребенка; так, размер ежемесячных денежных средств на содержание детей, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ, не соответствует основным показателям качества жизни детей по стандартам, установленным федеральными органами государственной власти, и влечет за собой существенное нарушение социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Лодыгина Валентина Николаевна, Лодыгин Николай Александрович, несовершеннолетние Канев А.В., Вербицкая К.М., Веденькина И.В.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор города Сыктывкара и в апелляционной жалобе Лодыгина В.Н. просят решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, представители Агентства Республики Коми по социальному развитию, Министерства образования Республики Коми, Лодыгин Н.А. и несовершеннолетние Канев А.В., Вербицкая К.М., Веденькина И.В. участия в судебном заседании не приняли.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением ... от "Дата обезличена". "Номер обезличен"разрешено Лодыгиной В.Н. и Лодыгину Н.А. организовать приемную семью и им на воспитание были переданы несовершеннолетние дети. Распоряжением Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу ... от "Дата обезличена". "Номер обезличен"Лодыгина В.Н. и Лодыгин Н.А. назначены опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно, над несовершеннолетним Каневым А.В., "Дата обезличена". рождения; распоряжением от "Дата обезличена". "Номер обезличен"- над несовершеннолетней Вербицкой К.М., "Дата обезличена". рождения; постановлением ... от "Дата обезличена". "Номер обезличен"Лодыгина В.Н. назначена опекуном над несовершеннолетней Веденькиной И.В., "Дата обезличена". рождения. Соглашением от "Дата обезличена". к договору "О передаче детей на воспитание в приемную семью Лодыгиной В.Н. и Лодыгина Н.А. от "Дата обезличена"." несовершеннолетняя Веденькина И.В. передана на воспитание в приемную семью Лодыгиных. В настоящее время в отношении несовершеннолетней Веденькиной И.В. действует договор "О передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью" от "Дата обезличена". "Номер обезличен".
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ и ст. 64 Конституции Республики Коми вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование.
Частью 3 ст. 148 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
На основании части 1 статьи 31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В частности, данной категории предоставлено право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы; обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы; бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров; предоставление путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплату проезда к месту лечения и обратно; не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
На основании части первой ст.3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года N 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" в Республике Коми установлены ежемесячные размеры денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, по возрастным группам детей и с учетом определенных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми. В части второй этой же статьи установлены размеры выплаты ежемесячных денежных средств на содержание каждого ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемных семьях, на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг (далее - доплата). Размер доплаты определяется также с учетом возраста ребенка и проживания его в установленной Законом природно-климатической зоне Республики Коми.
Размер ежемесячных денежных средств на содержание ребенка и размер доплаты подлежат ежегодной индексации, устанавливаемой законом Республики Коми (часть третья статьи 3 указанного Закона Республики Коми).
В "Дата обезличена"году проиндексированный размер ежемесячных денежных средств на содержание ребенка составил для южной природно-климатической зоны на ребенка от двенадцати до восемнадцати лет - ... рубля, а проиндексированный размер доплаты для той же зоны на ребенка от двенадцати до восемнадцати лет - ... рубля.
В "Дата обезличена"году проиндексированный размер ежемесячных денежных средств на содержание ребенка составил для южной природно-климатической зоны на ребенка от двенадцати до восемнадцати лет - ... рубля, а проиндексированный размер доплаты для той же зоны на ребенка от двенадцати до восемнадцати лет - ... рубля.
Постановлением Правительства Республики Коми от 07.12.2006 N299 утверждены Нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и (или) воспитывающихся за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в расположенных на территории Республики Коми организациях (за исключением детей, обучающихся и (или) воспитывающихся в федеральных государственных образовательных организациях).
По сообщению Агентства Республики Коми по социальному развитию в "Дата обезличена"году был осуществлен анализ затрат республиканского бюджета Республики Коми на содержание одного воспитанника государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые составили в южной природно-климатической зоне - ...
Разрешая заявленные требования, суд правильно руководствовался нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Республики Коми "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью", и пришел к обоснованному выводу, что существующее неравенство в выделении средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с различной формой их устройства нельзя трактовать как неравенство перед законом и нарушение конституционных прав одних из них, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд первой инстанции указал, что содержание детей в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою специфику, неразрывно связано с функционированием деятельности учреждения, строго регламентировано нормативными актами, что, в конечном итоге, требует дополнительного финансирования и приводит к незначительной разнице в размере выделяемых государством средств на содержание одного воспитанника по сравнению с размером средств, выделяемых на содержание детей, находящихся под опекой в приемных семьях.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
По запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми Конституционным Судом Республики Коми 15.08.2013г. проведена проверка конституционности статьи 3 Закона Республики Коми от 24.11.2008 года N139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью".
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 15.08.2013г. части 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года N 139-ФЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" признаны соответствующими Конституции Республики Коми в части устанавливаемого ими размера ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, в зависимости от возраста детей и с учетом определенных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми и в той степени, в которой размер ежемесячных денежных средств, предусмотренный на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, включая доплаты на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг, отличается от размера ежемесячных денежных средств, предусмотренных на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд первой инстанции, разрешая дело, сделал правильные выводы со ссылкой на постановление Конституционного Суда Республики Коми от 15.08.2013г. о том, что, получая материальные средства от государства на содержание подопечного, опекуны (попечители) вправе планировать их использование в интересах подопечного по своему усмотрению, с учетом потребностей, интересов и условий совместного с ними проживания опекаемого. Приемным родителям за выполнение опекунских обязанностей по договору выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение, которое является частью семейного бюджета, расходуемого на нужды семьи, а значит, и на подопечного. Кроме того, для детей, воспитываемых опекунами (попечителями) и в приемной семье, законодательством Республики Коми установлен ряд дополнительных гарантий: льготы в области получения образовательных услуг; для многодетных семей установлены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и проезду; предусмотрены гарантии по выделению земельных участков.
Постановлением Правительства Республики Коми от 9 ноября 2010 года N383 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по принятию решений о назначении ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, определено Агентство Республики Коми по социальному развитию, территориальным органом которого является Управление опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару.
Установив, что Управлением опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством из республиканского бюджета в полном объеме и в установленные законом сроки производятся выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в семьях опекунов и в семьях приемных родителей, в том числе на Веденькину И.В., Канева А.В., Вербицкую К.М., суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для перерасчета сумм, выплачиваемых на содержание детей в соответствии с нормативами государственного обеспечения воспитанников в государственных учреждениях Республики Коми.
Доводы апелляционного представления о том, что суд не оценил, какими дополнительными гарантиями, требующими финансовых затрат, воспользовалась Лодыгина В.Н. на содержание детей, а также не установил соблюдение прав конкретных детей, являются необоснованными, поскольку право истцов на предоставление льгот ответчиком не оспаривалось.
Доводы апелляционной жалобы Лодыгиной В.Н. фактически отражают несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, не содержат оснований для переоценки собранных по делу доказательств и отмены правильного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Сыктывкара и апелляционную жалобу Лодыгиной В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.