СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей
Головкова В.Л. и Юдина А.В.,
при секретаре Филичевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании 27 января 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 ноября 2013 года, которым
на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность принять меры по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке под кадастровым номером "Номер обезличен"площадью ... кв.м, расположенной в границах городской черты - на территории "Адрес обезличен", провести мероприятия по рекультивации нарушенной земли, используемой под свалку твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке под кадастровым номером "Номер обезличен", площадью ... кв.м, расположенной в границах городской черты - на территории Эжвинского района г. Сыктывкара, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., объяснения представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Ануфриевой М.В., представителя администрации Эжвинского района Брызгуновой О.Ф., представителя ООО "ЭКО-Спектр" Потапова И.А., мнение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - администрация МО ГО "Сыктывкар") об обязании принять меры по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке под кадастровым номером "Номер обезличен", площадью ... кв. м., расположенном на территории Эжвинского района г. Сыктывкара, проведении мероприятий по рекультивации нарушенной земли, используемой под свалку твердых бытовых отходов, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Заявленные требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки установлено, что использование указанного земельного участка под свалку твердых бытовых отходов является нарушением части 5 статьи 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Эко-Сфера", ООО "Эко-Спектр", Министерство природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в Республики Коми, Сыктывкарский городской комитет по охране окружающей среды, Управление Роспотребнадзора по Республике Коми.
Определением суда от 11.09.2013 в порядке подготовке дела к судебному заседанию произведена замена процессуального статуса третьего лица ООО "Эко - сфера" на соответчика.
Определением суда от 16.10.2013 в качестве соответчика по настоящему гражданскому делу привлечена администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар".
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, пояснив, что несанкционированная свалка в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды находится на территории МО ГО "Сыктывкар".
Представители ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" исковые требования не признали, заявив ходатайство о прекращении производства по делу в связи с наличием решения Эжвинского районного суда г. Сыктывкара, при этом не оспаривали, что свалка находится в границах МО ГО "Сыктывкар", ссылались на наличие целевой программы рассчитанной до 2016 года и отсутствие возможности ликвидировать свалку в связи с отсутствием нового полигона, необходимого для переноса свалки.
Представитель соответчика администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" с исковыми требованиями не согласилась, заявив ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Представитель соответчика ООО "Эко - Сфера" в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, признав, что земельный участок находится в черте города, указав, что при этом они самостоятельно не могут изменить границы городской черты.
Иные лица в судебное заседание не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" выражает несогласие с вынесенным решением суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Полагает, что в силу положений статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ производство по делу подлежит прекращению по причине наличия вступившего в законную силу решения Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от 11.07.2008 между теми же сторонами и по тому же предмету спора. Указывает, что администрацией МО ГО "Сыктывкар" принимаются меры по ликвидации свалки, постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.10.2011 "Номер обезличен" утверждена долгосрочная целевая программа "Обращение с отходами производства и потребления на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2012-2016 годы" в которую включены мероприятия по строительству полигона твердых бытовых отходов в м.Мандич г.Сыктывкара, а также ликвидация и рекультивация свалки твердых бытовых отходов в Эжвинском районе г.Сыктывкара. Ссылается на то, что бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для использования расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Проверив материалы дела исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к обоснованному выводу о законности заявленных прокурором требований. Этот вывод суда соответствует материалам дела и требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом, свалка твердых бытовых отходов, в отношении которой заявлено требование прокурора о принятии мер по ликвидации, расположена в Эжвинском районе города Сыктывкара со стороны ООО "Эко-Спектр", площадь участка ... кв.м. Земельный участок находится в собственности МО ГО "Сыктывкар", поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер участка "Номер обезличен"в составе земель населенных пунктов (зона специального назначения К2).
Согласно Генеральному плану МО ГО "Сыктывкар", утвержденному решением Совета МО ГО "Сыктывкар" "Номер обезличен" от 11.12.2009, земельный участок размещения свалки твердых бытовых отходов в Эжвинском районе г.Сыктывкар находится в городской черте, что подтверждается картой (схемой) М "Номер обезличен", предоставленной администрацией МО ГО "Сыктывкар" и не оспаривалось представителями ответчиков в ходе судебного заседания.
В соответствии с пунктом 2 Постановления главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 27.08.2009 "Номер обезличен" между АМО ГО "Сыктывкар" (далее - арендодатель) и ООО "Эко-спектр" (далее - арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 27.08.2009 N02/09-108, по условиям которого арендодатель передал в аренду арендатору вышеназванный земельный участок для обслуживания свалки твердых бытовых отходов и автодороги к ней. Договор заключен сроком до 27.08.2058.
На основании договора субаренды земельного участка от 30.11.2011 ООО "Эко-спектр" передало право пользования спорным земельным участком ООО "Эко-Сфера". Предметом договора является обслуживание свалки твердых бытовых отходов и автодороги к ней.
Данная свалка включена в государственный реестр объектов размещения отходов под регистрационным номером "Номер обезличен"и наименованием "Полигон ТБО". Согласно характеристике данного объекта размещения отходов, свалка твердых бытовых отходов в Эжвинском районе г.Сыктывкара эксплуатируется с 1966 года, по результатам инвентаризации проведенной в 2011 году ООО "Эко-Сфера".
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Главой 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Статьей 51 главы 7 названного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ при проектировании территорий городских и сельских поселений должны выделяться зоны специального назначения, которые предназначены для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон городских и сельских поселений. Порядок использования территорий зон специального назначения устанавливается правилами застройки с учетом требований государственных градостроительных нормативов и правил, специальных нормативов.
В статье 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов на территориях муниципальных образований. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (часть 5 статьи 12 Закона).
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 ФЗ "Об охране окружающий среды" хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).
В соответствии с пунктом 26 указанной статьи к вопросам местного значения городского округа также относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно статье 8, части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям городского округа в области обращения с отходами, захоронение отходов на территориях поселений запрещается.
В соответствии со статьей 44 Устава МО ГО "Сыктывкар" администрация городского округа является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, осуществляющим, в соответствии наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми.
Таким образом, в силу требований законодательства и пункта 6 статьи 44 Устава на администрации МО ГО "Сыктывкар" лежит обеспечение градостроительной деятельности в соответствии с генеральным планом городского округа и населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, с правилами землепользования и застройки, в том числе подготовки документации по территориальному планированию, градостроительному зонированию. Согласно подпункта 24 пункта 1 статьи 26 Устава МО ГО "Сыктывкар" к ведению городского округа относятся вопросы организации сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в нарушение требований действующего законодательства на территории МО ГО "Сыктывкар" в Эжвинском районе г.Сыктывкара в городской черте, находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и бытового мусора, площадью ... кв.м.
Объект размещения отходов в Эжвинском районе города Сыктывкара не вводился в эксплуатацию, проектная документация не разрабатывалась.
Временный технологический регламент по текущей эксплуатации объекта размещения отходов, расположенном в Эжвинском районе МО ГО "Сыктывкар" не является проектной документацией и исполнение его не гарантирует необходимую изоляцию и обезвреживание отходов.
Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар" по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
С таким выводом суда согласна судебная коллегия, так как он является правильным основанным на обстоятельствах дела и требованиях закона.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о необходимости в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса РФ прекращения производства по делу, о принятии администрацией МО ГО "Сыктывкар" мер по ликвидации свалки со ссылкой на постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12.10.2011 N "Номер обезличен", которым утверждена долгосрочная целевая программа "Обращение с отходами производства и потребления на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2012-2016 годы", являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, обоснованно отклонены им с подробной мотивировкой оснований их отклонения и не являются основанием для отмены правильного решения суда.
Поскольку, как отмечено выше, в силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы представителя заявителя о том, что не является расходным обязательством данного муниципального образования обеспечение указанных мероприятий. Отсутствие денежных средств в соответствующем бюджете не может явиться основанием для нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводы, опровергающие выводы суда, решение принято судом в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства, и оснований для его отмены, предусмотренных законом, не имеет.
Возлагая на ответчика обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, суд не установил ответчику срок для исполнения данной обязанности. Судебная коллегия с учетом пояснений сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции считает необходимым дополнить резолютивную часть решения Сыктывкарского городского суда от 07.11.2013, установив ответчику срок для исполнения обязанности по ликвидации свалки до 01.01.2015.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 ноября 2013 год оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 ноября 2013 года после слов "своевременному вовлечению земель в оборот," следующими словами: " установив администрации МО ГО "Сыктывкар" срок для исполнения решения суда до 01 января 2015 года."
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.