СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 23 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 28 октября 2013 года, по которому
признано за Сидоренко А.И.право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекратившему педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющего стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади с 01.02.2011 по 31.01.2013;
возложена обязанность на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" предоставить Сидоренко А.И.меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекратившему педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющего стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади с 01.02.2011 по 31.01.2013;
взыскана с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" в пользу Сидоренко ФИО11доплата денежной компенсации в виде мер социальной поддержки за период с 01.02.2011 по 31.01.2013 в размере ... ;
по взысканию с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" судебных издержек в виде оплаченной государственной пошлины в размере 600 рублей отказано.
Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснение третьего лица представителя Агенства РК по социальному развитию Штеер О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоренко А.И. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" и с учетом уточнений просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки и обязать предоставить ей данные меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади; взыскать доплату денежной компенсации в виде мер социальной поддержки в размере ... и возврат государственной пошлины. В обоснование требований указала, что является получателем мер социальной поддержки, установленные абз.2 ч.1 (1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми". В период времени с февраля 2011 года по январь 2013 года ГБУ РК "ЦСЗН" представляло меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из социальной нормы жилья. Оплата компенсации за указанный период была произведена частично. Считает, что предоставление ГБУ РК "ЦСЗН" мер социальной поддержки по оплате услуг за содержание и ремонт жилого помещения с учетом социальной нормы является неправомерным.
По ходатайству ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство РК по социальному развитию.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с требованиями истца.
Агентство РК по социальному развитию участия в судебном заседании не принимало, просило рассмотреть дело без их участия, в возражениях с иском не согласилось.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" ставится вопрос об отмене судебного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права при неправильном определении юридически значимых обстоятельств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Как установлено судом, Сидоренко А.И. является получателем ежемесячной денежной компенсации за услугу "содержание и ремонт жилого помещения" за период с января 2010 года по категории "Педагогические работники муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшие на пенсию и имеющие стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях". Истец проживает в муниципальной квартире по адресу: ... , общая площадь которой составляет 53,40 кв.м.
В период времени с 01.02.2011 по 01.02.2013 ГБУ РК "ЦСЗН" представляло Сидоренко А.И. меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из социальной нормы жилья.
Рассматривая заявленные требования по изложенным в иске основаниям, суд, давая оценку законности действий ответчика по предоставлению мер социальной поддержки истцу, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг за содержание и ремонт жилого помещения с учетом социальной нормы является неправомерным.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ положение пункта 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании" дополнено положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу предоставленных статьей 55 ФЗ "Об образовании" полномочий, законодателем субъекта РФ в статьях 2, 18 Закона РК от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в РК" и принятых в целях его исполнения нормативных актах установлено, что педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений в РК, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки по оплате 100 % за содержание и ремонт жилого помещения в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона.
При этом предусмотренная законом возможность определения размера, условий и порядка возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Исходя из изложенного, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Поскольку, предоставляя социальные гарантии педагогическим работникам, федеральный законодатель, устанавливая право указанной категории лиц на бесплатную жилую помощь, ограничений относительно объема оказываемых услуг по оплате за содержание и ремонт жилого помещения не установил, правовых оснований для исчисления размера компенсаций исходя из социальной нормы жилья у ответчика не имелось. Как было установлено, снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.
В связи с изложенным, суд обосновано признал за истицей право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в сельском населенном пункте, прекратившему педагогическую деятельность после назначения пенсии и имеющему стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и имеющих на день назначения пенсии право на указанную меру социальной поддержки в виде оплаты услуг за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади с 01.02.2011 и обязании ответчика предоставить указанные меры социальной поддержки в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади с 01.02.2011 является верным.
При этом, суд правильно взыскал доплату денежной компенсации в виде мер социальной поддержки за период с 01.02.2011 по 31.01.2013 в размере ...
Довод апелляционной жалобы о незаконности решения со ссылкой на решение Верховного суда РК от 25 декабря 2012 г. не может быть принят во внимание как на основание для отмены решения, поскольку, как уже было указано выше, в силу прямого указания федерального закона введение субъектами Российской Федерации каких либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, а указанное решение лишь зафиксировало несоответствие правовых норм, установленных законодательным органом Республики Коми, федеральному законодательству, регулирующему вопросы предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающими в сельской местности.
Учитывая, что в отношении истицы применялось законодательство Республики Коми не соответствующее федеральному законодательству, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении прав истицы в области законодательства, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.