Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Горлубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 03 декабря 2013 года гражданское дело по исковому заявлению к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 11 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о признании нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить.
Признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.
Обязать Администрацию Кетовского района Курганской области поставить г.р., на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья и предоставить жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории с. Кетово Кетовского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Кетовского района Курганской области жилого помещения Марковой К.В. ".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения представителя истца Гасниковой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маркова К.В. обратилась в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, простановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменила, обратилась в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, постановке на учет нуждающихся, предоставлении жилья, финансировании предоставления жилья.
В обоснование исковых требований указывала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения в собственности или по найму не имеет. Обратилась в Администрацию Кетовского района Курганской области с просьбой о постановке на учет, но получила отказ в связи с тем, что является членом семьи своего брата - нанимателя жилого помещения по договору социального найма по адресу: , где состоит на регистрационном учете. Оспаривая отказ в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывала, что в период предоставления ее брату жилого помещения она находилась в специализированном учреждении для детей-сирот. Затем в период с 01.09.2009 по 29.06.2013 проходила обучение в Чашинском аграрно-технологическом колледже, проживала в общежитии по месту учебы. С 01.07.2013 на основании договора найма проживает по адресу: . В квартире по месту регистрации никогда не проживала.
В судебном заседании представитель истца Гасникова О.С, действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований, по изложенным в заявлении доводам настаивала.
Представитель ответчика Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал. Пояснял, что обеспечить истца жилым помещением Администрация Кетовского района Курганской области не имеет возможности в силу недостаточного финансирования данных расходных обязательств.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. По существу заявленных требований указывал, что истцом не представлены доказательства нуждаемости в жилье и необоснованности отказа в постановке на учет. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Управления народного образования Администрации Кетовского района Курганской области Житина В.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями соглашалась в части признания истца нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим с 01.01.2013 законодательством. Постановление Администрации Кетовского района Курганской области считала неподлежащим отмене, как принятым в соответствии с требованиями закона в ранее действующей редакции, поскольку Маркова К.В. была включена в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, площадь жилья ранее значения не имела.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражая несогласие с выводами суда, полагает, что они основаны на неверном толковании норм материального права. Указывает, что с 01.01.2013 действующее жилищное законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Таким образом, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
Возражений на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Гасникова О.С. выражала согласие с принятым решением, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Истец, представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Представитель отдела опеки и попечительства Управления народного образования Администрации Кетовского района Курганской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Маркова К.В. родилась в Республики Казахстан. Ее мать умерла 06.03.1996, отец умер 16.09.2005 (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельства о смерти - л.д. 8, 7, 6).
Истец Маркова К.В. обратилась в Администрацию Кетовского района Курганской области с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилым помещением.
Постановлением Администрации Кетовского района Курганской области от 27.07.2012 N 1749 истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории Кетовского района в связи с тем, что Маркова К.В. является членом семьи нанимателя муниципальной квартиры по адресу: 4, на основании договора социального найма от 05.08.2005 (л.д. 9).
Оспаривая постановление Администрации Кетовского района Курганской области, Маркова К.В. указывала, что необоснованно включена в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения - брата , поскольку таковым не является, в предоставленное по договору социального найма жилое помещение не вселялась, одной семьей с не проживала, общего хозяйства с ним не вела. Кроме того, ее обеспеченность общей площадью жилого помещения с учетом площади предоставленного жилья (28,1 кв.м) и количества лиц, проживающих в квартире, не превышает учетную норму.
В ходе рассмотрения дела установлено и участниками судебного процесса не оспаривалось, что Маркова К.В. не имеет в собственности недвижимого имущества, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
С 30.06.2006 Маркова К.В. состоит на регистрационном учете по адресу: . Данное жилое помещение на основании договора социального найма от 05.08.2005 предоставлено ее брату
В период с 01.09.2009 по 30.06.2013 в связи с обучением в ФГБОУ ВПО "Курганская ГСХА имени Т.С. Мальцева" "Чашинский аграрно-технологический колледж" Маркова К.В. проживала по месту обучения (л.д. 5).
На основании договора найма жилого помещения от 01.07.2013, заключенного с , истец с 01.07.2013 проживает в комнате жилого дома по адресу: (л.д. 10).
В силу ч. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступившей в силу для СССР 15.09.1990, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Марковой К.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению получения профессионального образования, либо окончанию прохождения военной службы по призыву, либо окончанию отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По смыслу вышеприведенных положений закона как в ранее действующей, так и в новой редакции дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечиваются жилым помещением при их нуждаемости в жилом помещении и признании данного факта органом местного самоуправления по результатам рассмотрения соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении требований Марковой К.В. в постановке на учет, Администрация Кетовского района Курганской области установила обеспеченность истца жильем как члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 25 постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Исходя из вышеприведенных положения закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.06.2011 N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" лица из числа детей-сирот подлежат обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке в случае, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет Администрацией Кетовского сельсовета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 13 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (решение Кетовской сельской Думы от 16.02.2012 N 04(186) - л.д. 34).
Согласно справке Администрации Чашинского сельсовета Кетовского района Курганской области от 30.08.2013 кроме Марковой К.В. на регистрационном учете по адресу: состоят также наниматель , его супруга , сын и брат (л.д. 31). Согласно договору социального найма общая площадь жилого помещения составляет 28,1 кв.м, жилая - 18 кв.м.
Поскольку в указанном жилом помещении с учетом его площади и количества проживающих лиц приходящаяся на долю истца общая площадь составляет менее учетной нормы, доказательств наличия у Марковой К.В. других жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма либо принадлежащих ей на праве собственности, которые бы подлежали учету при определении уровня обеспеченности жильем, суду не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа Марковой К.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.
С 01.01.2013 дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Марковой К.В. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Марковой К.В. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Кетовской сельской Думы от 16.02.2012 N 04 (186), установившее норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Кетовского сельсовета в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация Кетовского района Курганской области недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья Марковой К.В.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает, при этом считает необходимым уточнить резолютивную часть указанием на установленное судом право истца по обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить решение Кетовского районного суда Курганской области от 11 сентября 2013 года, изложив второй абзац резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Администрацию Кетовского района Курганской области поставить г.р. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья и предоставить по договору найма специализированного жилого помещения специализированное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории , общей площадью не менее 15 кв.м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта".
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.