Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Варлакова В.В., Клепчи С.Н.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 декабря 2013 г. гражданское дело по иску Стадухиной Н.А. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании награждения победителем соревнования с вручением переходящего вымпела основанием для присвоения звания "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе Стадухиной Н.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 сентября 2013 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании награждения победителем соревнования с вручением переходящего вымпела, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Катаева М.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стадухина Н.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее по тексту - ГУ СЗН Курганской области) о признании ведомственного знака основанием для присвоения звания "Ветеран труда". В обоснование иска указала, что она имеет длительный трудовой стаж. За период работы неоднократно поощрялась премиями, грамотами за добросовестный труд, в том числе ведомственным знаком "Победитель социалистического соревнования 1988 года". Указала, что в соответствии с совместным письмом Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ 10.11.1995 N2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда РФ от 07.10.1998 N5635КС при присвоении звания "Ветеран труда" учитывается, в том числе и знак "Победитель социалистического соревнования ... года". В настоящее время указанное письмо как правовой акт утратило силу, однако указывает, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ изменения в действующем правовом регулировании не лишают граждан права, которое они приобрели по ранее действующему законодательству. Полагала, что все основания для присвоения ей звания "Ветеран труда" у нее имеются, в связи с чем просила обязать ГУ СЗН Курганской области признать нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования 1988 года" основанием для присвоения ей звания "Ветеран труда".
В ходе рассмотрения исковые требования уточнила, указала, что совместным решением администрации и профкома ПО "Кургансельмаш" от 03.02.1989 N69-пр за 1988 год она признана победителем соцсоревнования с вручением переходящего вымпела и денежной премии. Полагала, что для присвоения ей звания "Ветеран труда" она имеет все условия, содержащиеся в Постановлении Правительства Курганской области от 27.03.2006 N73 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" - наличие трудового стажа не менее 20 лет для женщин и ведомственного знака отличия в труде. Указала, что в нормативных актах отсутствует определение "ведомственный знак отличия в труде" и отсутствуют нормативные акты, содержащие перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", равно как и определения понятия "ведомство". Указала, что в ее трудовой книжке имеется запись о награждении ее победителем соцсоревнования с вручением переходящего вымпела. На основании изложенного просила суд обязать ответчика признать награждение победителем социалистического соревнования с вручением переходящего вымпела основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
В судебное заседание Стадухина Н.А. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области Канашова Е.А. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что документы о награждении, представленные истцом, не соответствуют условиям, перечисленным в постановлении Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 N73, а именно, не имеется документов, подтверждающих награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, ни документов, подтверждающих награждение от представительных или исполнительных органов власти Курганской области, исчерпывающий перечень которых указан в Положении о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Стадухина Н.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы вновь ссылается на доводы, изложенные в уточненных исковых требованиях. Полагала, что награждение ее переходящим вымпелом является ведомственным знаком отличия в труде, данный знак получен за успехи в трудовой деятельности.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
При этом в п. 1 ст. 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 N 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с подп. "а" п. 2 указанного Положения, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Указанное звание, в соответствии с подп. "в" п. 2 Положения, присваивается также лицам, удостоенным почетного звания Курганской области "Почетный гражданин Курганской области", награжденным почетными грамотами Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, Администрации Курганской области. Администрации (Правительства) Курганской области, Правительства Курганской области, Курганского областного Комитета КПСС, Курганского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области "За благое дело" и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу п. 4-1 указанного Положения лица, указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:
а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
б) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
На основании пп. 3, 10 Положения лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Орган социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", составляет список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Список и заявления лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", со всеми необходимыми документами в течение 1 рабочего дня направляются органом социальной защиты населения в Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - Главное управление).
Главное управление рассматривает заявление и приложенные документы в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и принимает решение о присвоении (отказе в присвоении) звания "Ветеран труда".
Из материалов дела усматривается, что в период работы истца Стадухиной Н.А. в ПО "Кургансельмаш" совместным решением администрации и профкома ПО "Кургансельмаш" (приказ-постановление от 03.02.1989 N 69 л.д.16) группа детского сада N128, в которой истец работала воспитателем, признана победителем среди групп детских садов за декабрь 1988 года с вручением коллективам групп переходящего вымпела и денежной премии 40 руб., из которой воспитателю Стадухиной Н.А. 15 руб., о чем сделана соответствующая запись в трудовой книжке (л.д.9).
Совместным решением администрации и профкома ПО "Кургансельмаш" (приказ-постановление от 02.03.1989 N 122 л.д.18-19) группа детского сада N128, в которой истец работала воспитателем, признана победителем среди групп детских садов за январь 1989 года с вручением коллективам групп переходящего вымпела и денежной премии руб., из которой воспитателю Стадухиной Н.А. руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что Стадухиной Н.А., в силу ст. 56 ГПК РФ, документы, дающие основания для присвоения звания "Ветерана труда" не представлены.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводом суда по следующим основаниям.
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 18.06.1986 N735 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки" установлено, что победители Всесоюзного социалистического соревнования награждаются:
рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты, служащие - почетными дипломами министерств (ведомств) и ЦК профсоюзов с памятными подарками или денежными премиями;
коллективы бригад, участков, звеньев, ферм, отделений - почетными вымпелами министерств (ведомств) и ЦК профсоюзов с памятными подарками или денежными премиями;
комсомольско-молодежные коллективы - почетными вымпелами ЦК ВЛКСМ "Наследникам стахановских традиций" с памятными подарками или денежными премиями.
Для награждения рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, специалистов и служащих учредить единый общесоюзный знак "Ударник двенадцатой пятилетки" с вручением памятного подарка или денежной премии, а для коллективов бригад - единую общесоюзную Почетную грамоту "За успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки". Присуждать эти награды трудящимся, коллективам бригад за досрочное выполнение пятилетних заданий при высоком качестве работ, за проявленные новаторский подход к решению поставленных задач, высокую дисциплину и организованность.
На Совет Министров СССР и ВЦСПС возложена обязанность определить порядок подведения итогов Всесоюзного социалистического соревнования в двенадцатой пятилетке. На Министерства, ведомства совместно с ЦК профсоюзов в месячный срок утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях на двенадцатую пятилетку. Хозяйственным и профсоюзным органам оказать помощь трудовым коллективам в разработке условий соревнования.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 20.08.1986 N989 "О порядке подведения итогов Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки" установлено, что итоги Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки союзных и автономных республик, краев и областей, городов, автономных округов, городских и сельских районов, коллективов производственных, научно-производственных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, колхозов, совхозов, строительных, торговых, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, межведомственных научно-технических комплексов, высших учебных заведений подводятся по каждому году пятилетки и пятилетке в целом.
При подведении итогов руководствоваться Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 18.06.1986 N 735 "О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки". Оценка работы осуществляется ежегодно по нарастающим результатам выполнения пятилетних заданий и социалистических обязательств. Предпочтение отдается коллективам, превысившим мировой уровень по важнейшим показателям за счет научно-технического прогресса, добившимся коренного повышения производительности труда, качества продукции, экономии всех видов ресурсов, выполнившим в полном объеме договорные обязательства по поставкам, планы строительства жилья и социально-культурных объектов. Объединения, предприятия, организации и учреждения, районы, города, области, края и республики, не выполнившие указанные показатели экономического и социального развития, а также не обеспечившие безусловного выполнения договорных обязательств и укрепления трудовой дисциплины, исключаются из числа претендентов на присуждение звания победителя в социалистическом соревновании (п. 1).
Сохранить действующий в отраслях порядок поквартального (полугодового, годового) подведения итогов социалистического соревнования объединений, их производственных единиц, предприятий, колхозов, совхозов, строительных, торговых, научно - исследовательских, проектных, конструкторских организаций, центров по научной организации труда и других организаций, с вручением победителям переходящих Красных знамен соответствующих министерств (ведомств) и ЦК профсоюзов и денежных премий (п. 3).
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 27.06.1990 N627 "О внесении изменений в порядок проведения Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки" установлено, что в соответствии с принятыми решениями, направленными на разграничение полномочий Союза ССР и республик в экономической сфере, расширение прав союзных и автономных республик, считать нецелесообразным подведение итогов Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки на уровне ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Разрешить министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик совместно с ЦК и советами профсоюзов по итогам Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1989 год от имени учредителей присудить переходящие Красные знамена ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и другие, предусмотренные в связи с этим награды трудовым коллективам и регионам в соответствии с представленными в Совет Министров СССР и ВЦСПС предложениями о награждении.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что приказ-постановление N69 от 03.02.1989, которым подведены итоги социалистического соревнования за декабрь 1988 года, подписан генеральным директором ПО "Кургансельмаш" и председателем профкома, тогда как согласно действующего законодательства все официальные документы о награждении должны быть за подписью должностного лица в ранге руководителя Министерства, если совместно, то и ЦК профсоюза, отрасли и печати министерства, ведомства.
Указанный приказ-постановление не содержит сведений о вручении переходящего вымпела и денежной премии от имени Министерства.
Доказательств того, что администрации предприятия были переданы полномочия по награждению от имени Министерства переходящим вымпелом Министерства по итогам социалистического соревнования, материалы дела не содержат.
Не содержит таких доказательств и приказ-постановление от 02.03.1989 N 122, которым группа детского сада N128, в которой истец работала воспитателем, признана победителем среди групп детских садов за январь 1989 года с вручением коллективам групп переходящего вымпела и денежной премии руб., из которой воспитателю Стадухиной Н.А. руб.
Поскольку материалами дела не подтверждена совокупность условий, с которыми действующее законодательство связывает возможность присвоения звания "Ветеран труда", отказ в иске требованиям закона и обстоятельствам дела не противоречит. Решение суда является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что вручение почетного вымпела группе детского сада по итогам социалистического соревнования за месяц производилось от имени и на уровне предприятия, что не может расцениваться как основание для присвоения звания "Ветеран труда", в связи с чем в иске правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит направленными к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела. Данное толкование ошибочно и не соответствует правовому содержанию этих норм.
Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.