Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 декабря 2013 года гражданское дело по иску к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Курганской области" о признании права на повышение пенсии, взыскании недополученной пенсии с учетом надбавки, возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом надбавки,
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Курганской области" на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за право на повышение пенсии как ветерану боевых действий в соответствии со ст.45 п. "г" Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" в пользу недополученную пенсию с учётом надбавки как ветерану боевых действий за период с октября года по август года включительно в размере рубля копейки.
Обязать ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" выплачивать пенсию с учётом надбавки как ветерану боевых действий с .
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Курганской области" , поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Михайлова А.Б. , возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлов А.Б. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Курганской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Курганской области") о признании права на повышение пенсии, взыскании недополученной пенсии с учетом надбавки, возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом надбавки.
В обоснование заявленных требований указывал, что является капитаном запаса, прослужил в Вооруженных силах Российской Федерации более 20 лет, является ветераном боевых действий. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", на что получил отказ, в связи с тем, что отсутствуют сведения об участии в боевых действиях. Считал, что такой отказ противоречит вышеназванному Закону и препятствует реализации его права на повышение пенсии. С учетом измененных требований, просил признать за ним право на повышение пенсии как ветерану боевых действий в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", взыскать недополученную пенсию с учетом надбавки как ветерану боевых действий за период с октября по август в сумме руб. коп., с выплачивать пенсию с учетом надбавки.
В судебном заседании представитель истца Михайлова А.Б. на исковых требованиях настаивал, поддерживал вышеуказанные доводы.
Истец Михайлов А.Б. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" , , действующие на основании доверенности, исковые требования не признали по доводам, изложенным отзыве. Полагали, что не доказан факт участия истца в боевых действиях. К ветеранам относятся военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях. Статус ветерана боевых действий подтверждается тремя условиями: гражданин должен быть военнослужащим, направление на участие в боевых действиях, фактическое участие в боевых действиях. Факт участия истца в боевых действиях суду не доказан, что подтверждается справкой из архива. Факт участия в боевых действиях заверяется печатью в военном билете. Полагали, истец выполнял служебное задание, а не участвовал в боевых действиях.
Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно отождествил понятия "выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта" и "участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации". Истец не относится ни к одной из категории лиц, перечисленных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", имеющих право на повышение на 32% расчетного размера пенсии. Право на повышение пенсии в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" имеют только военнослужащие, которые принимали фактическое участие в боевых действиях на территории Российской Федерации. Факт нахождения военнослужащего в период до декабря на территории Чеченской Республики для выполнения специального задания без его участия в боевых действиях не может являться основанием для повышения пенсии. Представленные истцом копия выписки из приказа командира в/ч от , запись в военном билете о выполнении задач в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте в Чеченской Республике , , не содержат конкретных сведений об участии истца в боевых действиях. Архивные справки, выданные по запросу суда из хранилищ Министерства обороны, также не подтверждают участия Михайлова А.Б. в боевых действиях.
В письменных возражениях Михайлов А.Б. выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагал решение суда принято законно и обоснованно.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца Михайлова А.Б. с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации в ст. 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно удостоверения серии от , Михайлов А.Б. с является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1) (л.д. 6).
Пенсионное обеспечение, расчет и начисление пенсии истцу осуществляется ФКУ "Военный комиссариат Курганской области".
В материалы дела представлено удостоверение серии от на имя Михайлова А.Б., согласно которому он имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 8).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
Согласно п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", производится повышение пенсии на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1. ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Указанное выше положение Федерального закона "О ветеранах" распространяется на лиц, принимавших участие в боевых действиях при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря по декабрь .
В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.03.2004 N 77, действовавшей на момент выдачи истцу Михайлову А.Б. удостоверения ветерана боевых действий (), основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является документально подтвержденный факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Выдача удостоверений лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, производится при наличии документов подтверждающих прохождение ими военной службы (работы) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 по декабрь 1996.
В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов командиров (начальников), справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Михайлов А.Б. проходил службу в войсковой части .
Согласно архивной справки от , выданной Филиалом Центрального архива Министерства обороны РФ, войсковая часть принимала участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с по (л.д. 39).
Согласно справке от , выданной командиром войсковой части , Михайлов А.Б. принимал участие в вооруженных конфликтах в условиях чрезвычайного положения с по и пользуется льготами согласно приказу МО РФ от , от , от (л.д. 14).
В соответствии с Выпиской из приказа командира в/ч от , истец выполнял специальное задание в а/д Моздок в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в Чеченской Республике в период с по . При этом в выписке из приказа указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от за выполнение вышеуказанных задач устанавливается оклад денежного содержания в двойном размере, а время выполнения задач засчитывается в выслугу лет на пенсию 1 (один) день военной службы за 3 (три) дня (л.д. 23).
В военном билете истца Серия в разделе "Участие в боевых действиях" имеется запись: , , , Республика Чечня, в/ч в должности начальника ТЭЧ отряда (л.д. 7).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Михайлова А.Б.
Доводы апелляционной жалобы о том, что повышение пенсии в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 не относится к категории льгот, установленных для ветеранов боевых действий ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, в частности, ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с п. 1 которой ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 названного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей их правильной правовой оценкой.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 23 сентября 2013 года по иску к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Курганской области" о признании права на повышение пенсии, взыскании недополученной пенсии с учетом надбавки, возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом надбавки оставить без изменения,
апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Курганской области" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: И.В. Литвинова
И.Г.Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.