Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.
судей Пшеничникова Д.В., Шарыповой Н.В.
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 декабря 2013 года гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов Недокушевой к Администрации Варгашинского района Курганской области и Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 16 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов Недокушевой к Администрации Варгашинского района Курганской области и Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области предоставить Недокушевой , года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Недокушевой , года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее кв.м.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Богомазовой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Варгашинского района Курганской области, действуя в защиту прав и законных интересов Недокушевой А.А., с учетом измененного иска, обратился в суд с иском к Администрации Варгашинского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что прокуратурой Варгашинского района Курганской области проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от Недокушева А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений. Недокушева А.А в собственности жилого помещения не имеет, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители решением суда лишены родительских прав, нуждается в жилье.
С учетом изложенного, просил обязать Администрацию Варгашинского района Курганской области предоставить Недокушевой А.А. г.р., жилое помещение из специализированного жилого фонда, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории р.п. Варгаши Варгашинского района Курганской области, общей площадью не менее кв.м. Также, просил обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Недокушевой А.А. жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского района Курганской области , действующая на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривала право Недокушевой А.А. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, пояснив при этом, что объем выделяемых из бюджета денежных средств не позволит в ближайшее время приобрести жилье для истца.
Представитель третьего лица Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области ., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования считала обоснованными и подлежащими удовлетворению, подтвердила доводы представителя Администрации Варгашинского района Курганской области о недостаточности финансирования для исполнения решения судов о предоставлении жилья данной категории граждан.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Также считал неправомерными требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья, указывая на то, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между их участниками. Участие в данных межбюджетных отношениях граждан действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, по мнению Правительства Курганской области, заявляя требование о финансировании, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица. Дело просили рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление Финансовое управление Курганской области указывало, что требование прокурора о предоставлении жилого помещения вне очереди является необоснованным, поскольку вступившими в законную силу изменениями в законодательство предоставление данной категории граждан жилья вне очереди не предусмотрено. Полагали, что для определения права Недокушевой А.А. на получение жилого помещения необходимо установить факт ее обучения либо отсутствие такового в учреждениях всех видов профессионального образования. Также указало, что с 2013 года изменился порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Предоставление жилья из специализированного жилищного фонда осуществляется по сформированным спискам на основании представленных детьми-сиротами либо их представителями заявлений в установленном порядке. Для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу необходимо обратиться в установленном порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение ее в список. Кроме того, указано, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, к которым граждане не относятся, в связи с чем в удовлетворении иска в части возложения обязанности по финансированию предоставления жилья полагали должно быть отказано в связи с неподведомственностью требований в этой части суду общей юрисдикции.
Представитель Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление указал, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием органов местного самоуправления, которые принимают решение о предоставлении жилого помещения и заключают договоры найма специализированного жилого помещения. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений. Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2013 год предусмотрены субвенции областного бюджета в размере тыс. руб., в том числе для Варгашинского района Курганской области - тыс. руб. Дело просили рассмотреть в отсутствие представителя.
Варгашинским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы указано, что согласно внесенным изменениям в статью 57 ЖК РФ, вступившим в силу 01.01.2013, исключено положение о внеочередном предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Также, по мнению автора жалобы, прокурор не является участником межбюджетных отношений и определение источника финансирования для обеспечения исполнения решения суда не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области поддержало доводы апелляционной жалобы Правительства области.
Иных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Богомазова Л.В. доводы апелляционной жалобы считала несостоятельными. В удовлетворении жалобы просила отказать, решение Варгашинского районного суда Курганской области оставить без изменения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к изменению либо отмене решения суда не имеется.
Согласно свидетельству о рождении , повторно выданному Курганской области, Недокушева родилась . Ее родители: мать - , отец - .
Постановлением Администрации Сычевского сельсовета Варгашинского района Курганской области от над Недокушевой А.А. установлена опека, опекуном назначена За несовершеннолетней Недокушевой А.А. закреплено право проживания после окончания опеки по месту регистрации матери Недокушевой О.В. по адресу:
Решением Варгашинского районного суда Курганской области от , вступившим в законную силу, родители истца и лишены родительских прав.
Постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от признано невозможным проживание Недокушевой , года рождения, в жилом помещении по адресу:
Постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от Недокушева А.А., г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В собственности Недокушевой А.А. жилых помещений не имеется, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от а также справкой Варгашинского филиала ГУП Курганской области "" от .
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Недокушевой А.А. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Недокушевой А.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Недокушева А.А. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Администрации Варгашинского района. Право на получение жилья истец как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке не реализовала, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Недокушевой А.А. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Варгашинской поселковой Думы от года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Варгашинского поссовета, установлена в размере не менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Варгашинского района Курганской области обязанность по предоставлению Недокушевой А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Варгашинского района Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Варгашинский район", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Недокушевой А.А., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Недокушевой А.А. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Более того, прокурором требование о внеочередном предоставлении жилья Недокушевой А.А. не заявлялось.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную ими в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.