Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Варлакова В.В., Клепчи С.Н.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 5 декабря 2013 г. гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Епифановой Е.П. к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 21.08.2013, которым постановлено:
"исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Епифановой Е.П. к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Епифановой г. рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Кургана жилого помещения Епифановой ".
Заслушав доклад судьи областного суда Варлакова В.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кургана в интересах Епифановой Е.П. обратился в суд с иском к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Епифанова Е.П., года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 3 марта 2004 г. мать Епифановой Е.П. - Епифанова М.О. была лишена родительских прав. Несовершеннолетняя Епифанова Е.П. была передана отцу - Епифанову П.П. Решением Курганского городского суда от 3 ноября 2004 г. Епифанов П.П. также был лишен родительских прав в отношении дочери.
На основании распоряжения мэра г. Кургана от Епифанова Е.П. была определена в детское государственное учреждение.
Жилое помещение за Епифановой Е.П. закреплено не было по причине отсутствия жилья у ее родителей.
В 2011 году истец окончила обучение в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Курганская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В сентябре 2011 года Епифанова Е.П. поступила на обучение в где проходит обучение в настоящее время.
Епифанова Е.П. имеет временную регистрацию по месту пребывания в в школе-интернате.
С учетом изложенного прокурор просил обязать Администрацию г. Кургана предоставить Епифановой Е.П., года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Кургана жилого помещения Епифановой Е.П.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кургана на удовлетворении исковых требований настаивал. Дал пояснения, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана - Митина Т.В. исковые требования не признала. Пояснила, что Епифанова Е.П. поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, в качестве сироты. Когда подойдет ее очередь, жилье ей будет предоставлено.
Представитель Правительства Курганской области в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Полагал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица - Главного управления образования Курганской области в судебном заседании не участвовал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение Курганского городского суда Курганской области от 21.08.2013 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что в связи с изменениями действующего законодательства с 1 января 2013 г. жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда. Кроме того, исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам из числа указанной категории граждан.
Предоставление детям-сиротам по договору специализированного найма благоустроенного жилого помещения действующим законодательством ставится в зависимость от ряда условий и причин, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Обращает внимание, что решение суда не содержит указания на порядок предоставления истцу жилого помещения, следовательно, предоставление жилых помещений будет осуществлено во внеочередном порядке, что повлечет нарушение прав других детей-сирот, ранее включенных в список.
Полагает, что суд, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения Епифановой Е.П., не учитывает, что указанное требование не подлежало разрешению, поскольку затрагивает межбюджетные отношения.
Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Обращает внимание, что Епифанова Е.П. не является участником межбюджетных отношений. Вопрос достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Считает, что у суда не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязательства по финансированию предоставления жилья истцу, так как указанное не относится к подведомственности судов общей юрисдикции.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительства Курганской области прокурор г. Кургана просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в заседание судебной коллегии не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. На доводах апелляционной жалобы настаивал.
Другие участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Из материалов дела усматривается, что Епифанова Е.П. родилась в г. .
На основании решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 3 марта 2003 г. мать Епифановой Е.П. - Епифанова М.О. была лишена родительских прав в отношении дочери. Епифанова Е.П. передана отцу - Епифанову П.П.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 3 ноября 2004 г. Епифанов П.П. лишен родительских прав в отношении дочери.
В соответствии с распоряжением главы городского самоуправления, мэра г. Кургана от Епифанова Е.П. определена в детское государственное учреждение. Жилье за Епифановой Е.П. не закреплялось, так как родители ребенка своего жилья не имели.
Епифанова Е.П. в 2011 году окончила ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Курганская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В сентябре 2011 года Епифанова Е.П. поступила в , где проходит обучение по настоящее время
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от Епифанова Е.П. зарегистрирована по месту пребывания по .
В соответствии со справкой Управления опеки и попечительства Епифанова Е.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом первой инстанции верно установлена принадлежность Епифановой Е.П. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) с 1 января 2013 г. предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 1 января 2013 г. такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье" (далее - Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6).
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, что нарушает ее жилищные права и дает прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту прав Епифановой Е.П.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств (п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о возможности предоставления жилья в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, не могут быть приняты во внимание.
Начиная с 1 января 2013 г., граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (далее - Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам).
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ), ни законодательство Курганской области, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Вместе с тем, предоставление жилых помещений детям-сиротам действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в жалобе, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору найма при наступлении 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
С учетом наличия у Епифановой Е.П. не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением обязанности на Администрацию г. Кургана.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Поскольку право на предоставление жилого помещения Епифановой Е.П. реализовано не было до дня вступления в силу указанного выше Закона, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению Епифановой Е.П. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г. Кургана в пределах нормы предоставления - не менее 15 квадратных метров.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов, связанных с предоставлением Епифановой Е.П. жилого помещения, судебная коллегия считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
Как указано выше, постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В силу ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч.3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с ч.7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Выделение субвенций предусмотрено также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением Епифановой Е.П. жилого помещения. Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Епифановой Е.П. жилого помещения является законным.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно, с учетом вышеприведенных норм, правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по финансированию обязательств, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий.
Судебная коллегия также считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что заявленные требования по обеспечению финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения Епифановой Е.П. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, спор не подведомственен суду общей юрисдикции.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения Епифановой Е.П., суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Таким образом, доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.