Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 декабря 2013 года гражданское дело по исковому заявлению к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области об отмене решения, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставить жилое помещение, профинансировать предоставление жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 30 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области об отмене решения Администрации Кетовского района, возложении обязанности на Администрацию Кетовского района включить Прокашеву И.Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Кетовского района Курганской области, предоставить ей жилое помещение, возложении обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения, удовлетворить.
Отменить постановление Администрации Кетовского района от 7 июня 2013 года N 1154 об отказе Прокашевой И.Т. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения.
Обязать Администрацию Кетовского района Курганской области предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилое помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории с. Кетово Кетовского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию расходов Администрации Кетовского района Курганской области на предоставление жилого помещения ".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения представителя ответчика Правительства Курганской области Столяровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокашева И.Т. обратилась в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области об отмене решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности поставить на учет и предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменила, обратилась в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области об отмене решения от 07.06.2012 N 1154 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, профинансировать предоставление жилого помещения.
В обоснование исковых требований указывала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, сведения об отце в актовую запись о рождении внесены со слов матери. На основании решения Лесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области от 30.06.1989 в отношении нее установлена опека, опекуном назначен , при этом жилое помещение за ней не закреплялось. При обращении в Администрацию Кетовского района Курганской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, получила отказ в связи с непредставлением справки органа опеки и попечительства, подтверждающей соответствующий статус. Оспаривая отказ во включении в список, ссылаясь на ч. 4 ст. 6.1 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", указывала, что Администрация Кетовского района Курганской области должна была истребовать необходимые документы в уполномоченном органе посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В судебном заседании истец Прокашева И.Т. на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Кетовского района Курганской области Баитов И.Е., действующий на основании доверенности, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. По существу заявленных требований указывал, что Прокашевой И.Т. не доказано наличие у нее статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право на обеспечение жилым помещением, не подтверждено обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в установленном законом порядке до 23 лет. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Управления народного образования Администрации Кетовского района Курганской области в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями соглашался.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражая несогласие с выводами суда, полагает, что они основаны на неверном толковании норм материального права. Указывает, что с 01.01.2013 действующее жилищное законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Таким образом, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
Возражений на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области - Столярова Н.А., действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала, вновь указала, что на момент обращения Прокашевой И.Т. в Администрацию Кетовского района Курганской области с заявлением о постановке на учет ей исполнился 31 год.
Истец Прокашева И.Т., представители ответчика Администрации Кетовского района Курганской области и третьего лица Отдела опеки и попечительства Управления народного образования Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Прокашева И.Т. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что Прокашева И.Т. родилась в г ... Ее мать (до заключения брака ) умерла 28.05.1989, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельства о смерти, свидетельство о заключении брака, справка ЗАГС - л.д. 8, 9, 11, 23, 10).
Решением Исполкома Лесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области от 30.06.1989 в отношении Прокашевой И.Т. установлена опека, опекуном назначен ее дед (л.д. 21).
Судом установлено, что истец не имеет в собственности недвижимого имущества, жилым помещением по договору социального найма не обеспечена (л.д. 12, 14). В настоящее время проживает и с 12.01.2001 состоит на регистрационном учете в квартире по адресу: , доля в праве собственности на которую принадлежит ее сыну , года рождения (л.д. 8, 13, 15).
Прокашева И.Т. обратилась в с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Администрации Кетовского района Курганской области от 07.06.2013 N 1154 истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с тем, что Прокашевой И.Т. не представлена справка органа опеки и попечительства, подтверждающая наличие у нее соответствующего статуса (л.д. 22).
Отменяя вышеуказанное постановление и удовлетворяя исковые требования Прокашевой И.Т., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, которое сохраняется до фактического обеспечения ее жилым помещением.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими совершеннолетия, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 СК РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
До внесения в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, вступивших в законную силу с 01.01.2013, жилые помещения по договору социального найма предоставлялись гражданам данной категории, только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. ст. 30, 33, 37 ЖК РСФСР, а также в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335, действовавшими до 01.03.2005, то есть в период до достижения истцом возраста 23 лет (16.02.2004), принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов по месту жительства или решением администрации и профсоюзного комитета по месту работы на основании заявлений данных граждан.
Вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали (ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР в редакции Федерального закона от 28.03.1998 N 45-ФЗ).
По смыслу вышеприведенных норм как действующего, так и ранее применявшегося жилищного законодательства, в самом понятии лиц, относящихся к данной категории граждан, содержится возрастное ограничение, в связи с чем, реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до 01.01.2013), была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23 лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в отношении истца не нашло своего подтверждения в судебном заседании при рассмотрении спора. С 01.01.2013, то есть после внесенных в законодательство изменений, факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23 лет, признается основанием для сохранения права последнего после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением (в настоящее время из специализированного жилищного фонда).
Объективных причин, которые бы препятствовали истцу своевременно обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих о таком обращении и об отказе в постановке на учет, Прокашевой И.Т. не представлено.
Поскольку Прокашева И.Т. право на обращение в органы местного самоуправления по месту жительства о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилья до достижения возраста 23 лет не реализовала, то с достижением указанного возраста она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на льготное обеспечение жилым помещением. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований Прокашевой И.Т. у суда не имелось.
Таким образом, решение суда постановлено с нарушением вышеприведенных норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), поэтому подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 30 июля 2013 года отменить, в удовлетворении исковых требований к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области об отмене решения Администрации Кетовского района, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Кетовского района Курганской области, предоставлении жилого помещения, возложении на Правительство Курганской области обязанности профинансировать предоставление жилого помещения отказать.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.