Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.
с участием прокурора Федоровской Н.М.
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 10 декабря 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, государственному казенному учреждению "Курганское лесничество" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки о возложении обязанности
по апелляционному представлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Государственному казенному учреждению "Курганское лесничество" о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора в лесном массиве вдоль грунтовой дороги, на повороте к п. Зеленый Лог, от автодороги М 51 "Иртыш", в квадрате 151 выделе 11, квартале 158 выделе 6 общей площадью 0,1 га Колташевского мастерского участка Кетовского участкового лесничества ГКУ "Курганское лесничество" незаконным, обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения представителя ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Вохменцевой И.В., мнение прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, государственному казенному учреждению "Курганское лесничество" (далее по тексту - ГКУ "Курганское лесничество") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки.
В обоснование исковых требований указывал, что в результате проведенных в июле 2013 года проверки соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении отходов населения установлены нарушения норм действующего законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории лесного массива вдоль грунтовой дороги на повороте к п. Зеленый Лог от автодороги М 51 "Иртыш", в квартале 151 выделе 11, квартале 158 выделе 6 Колташевского мастерского участка Кетовского участкового лесничества ГКУ "Курганское лесничество" выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов. По мнению прокурора, несанкционированная свалка, непринятие мер по их выявлению и ликвидации нарушают конституционные права неограниченного числа лиц на благоприятную окружающую среду, что дает прокурору право обращения в суд с иском. Ссылаясь на нормы Лесного кодекса Российской Федерации, Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, просил суд признать незаконными бездействия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ГКУ "Курганское лесничество" по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора в лесном массиве вдоль грунтовой дороги на повороте к п. Зеленый Лог от автодороги М 51 "Иртыш", в квартале 151 выделе 11, квартале 158 выделе 6 на площади 0,1 га Колташевского мастерского участка Кетовского участкового лесничества ГКУ "Курганское лесничество", возложить на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ГКУ "Курганское лесничество" обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки.
В судебном заседании прокурор Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры Кусков А.А. на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске, настаивал. Дополнительно пояснял, что на территории несанкционированной свалки в основном располагаются бытовые отходы. Правонарушитель не установлен.
Представители ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Малышева Т.Л. и Вохменцева И.В., действующие на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражали, поддерживая доводы письменного отзыва о том, что обязанность по уборке бытового мусора, в том числе в лесном массиве, возложена на органы местного самоуправления.
Представитель ответчика ГКУ "Курганское лесничество" по доверенности Менщикова Г.Ф. против удовлетворения исковых требований возражала, указывала, что являясь казенным учреждением, ГКУ "Курганское лесничество" финансируется за счет субвенций федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в сфере лесных отношений. Действующим законодательством не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, так и государственным казенным учреждениям субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления. Считает, что сбор, вывоз бытовых отходов и мусора, в том числе на территории лесного фонда, является компетенцией органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица Администрации Колташевского сельсовета Кетовского района Курганской области - глава сельсовета Попова Р.В. исковые требования прокурора поддерживала.
Представители третьих лиц - Администрации Кетовского района Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явились, извещались надлежаще. Представитель Роспотребнадзора по Курганской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал, постановив изложенное выше решение.
В апелляционном представлении Курганский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Оспаривает вывод суда о том, что исковые требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам, поскольку организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований действующим законодательством возлагается на органы местного самоуправления. В обоснование несогласия с выводами суда вновь приводит положения Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, Положение о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Устав ГКУ "Курганское лесничество". Также ссылается на установленный в ходе рассмотрения дела факт нахождения несанкционированной свалки на лесном участке, входящем в составе земель лесного фонда Российской Федерации, что в силу указанных положений закона свидетельствует о его отнесении к федеральной собственности. Следовательно, обязанность по принятию мер к его очистке от бытового мусора лежит на уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и его ведомственном учреждении.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор Курганской областной прокуратуры Федоровская Н.М. доводы апелляционного представления Курганского межрайонного природоохранного прокурора поддержала.
Представитель ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - Вохменцева И.В. выразила согласие с принятым решением, просила в удовлетворении представления отказать.
Представители соответчика ГКУ "Курганское лесничество" и третьих лиц Администрации Колташевского сельсовета Кетовского района Курганской области, Администрации Кетовского района Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционного представления (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционного представления, возражений на представление, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено положениями ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Благоприятная окружающая среда в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Из материалов дела следует, что в лесном массиве вблизи с. Зеленый Лог в квартале 151 выделе 11, квартале 158 выделе 6 Колташевского мастерского участка Кетовского участкового лесничества ГКУ "Курганское лесничество" расположена несанкционированная свалка бытовых отходов на площади 0,1 га (л.д. 7). Лицо, виновное в организации свалки, не установлено.
25.07.2013 по результатам проведения санитарно-эпидемиологической оценки территории лесного массива вдоль грунтовой дороги на повороте к п. Зеленый Лог от автодороги М 51 "Иртыш" ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" установило нахождение на данной территории несанкционированных скоплений твердых бытовых отходов и мусора, что нарушает требования п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (экспертная оценка объекта от 25.07.2013 - л.д. 10).
Свои исковые требования к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ГКУ "Курганское лесничество" прокурор основывал на нормах Лесного кодекса РФ в связи с тем, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В силу ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В рассматриваемом случае загрязнение лесного массива не связано с деятельностью по использованию и эксплуатации леса. Кроме того, по смыслу приведенных норм лесного законодательства сбор и утилизация бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, не является санитарно-оздоровительными мероприятиями лесного массива, поскольку данная деятельность не отвечает целям и задачам, установленным Правилами санитарной безопасности в лесах. Указанное свидетельствует о том, что на ответчиков не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки.
Вместе с тем согласно п. 18 ч. 1 ст. 14, п. п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Содержания территорий населенных мест предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест").
Поскольку организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывоз мусора относится к вопросам местного значения, то администрация соответствующего муниципального образования как исполнительно-распорядительный орган является надлежащим ответчиком по делу. То обстоятельство, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в федеральной собственности, не исключает его расположение в пределах территории муниципального образования (поселения, района), в ведении органов местного самоуправления которого и находится вопрос утилизации бытовых и промышленных отходов.
Органы местного самоуправления обязаны заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, вне зависимости от того, находится свалка в черте населенного пункта или нет.
Наличие несанкционированной свалки вблизи населенного пункта - п. Зеленый Лог свидетельствует о том, что органами местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
С учетом изложенных обстоятельств и требований закона вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ГКУ "Курганское лесничество" является верным.
Доводы апелляционного представления выводов суда и установленных обстоятельств дела не опровергают, основаны на избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции прокурора, без учета установленных обстоятельств конкретного дела, в связи с чем не могут служить основанием для переоценки исследованных доказательств.
Решение суда соответствует требованиям закона. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление Курганского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.