Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Арзина И.В. и Варлакова В.В.,
при секретаре Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 декабря 2013 года гражданское дело по иску прокурора Половинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 3 октября 2013 года, которым постановлено:
удовлетворить частично иск прокурора Половинского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов":
- организовать работы по ограждению скотомогильника на территории Васильевского сельсовета Половинского района Курганской области глухим забором высотой 2 метра с въездными воротами и оканавливанию территории скотомогильников в соответствии с п. 5.6 Правил;
- организовать работы по ограждению скотомогильника на территории Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области глухим забором высотой 2 метра с въездными воротами и оканавливанию территории скотомогильников в соответствии с п. 5.6 Правил.
В иске об организации навесов над ямами для захоронения биологических отходов и помещений для вскрытия трупов животных отказать.
Заслушав доклад судьи Арзина И.В., мнение прокурора Федоровской Н.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Половинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильники, расположенные на территории Васильевского, Воскресенского, Половинского, Сумкинского сельсоветов Половинского района Курганской области в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Половинского района Курганской области было установлено, что на территории Васильевского, Воскресенского, Половинского, Сумкинского сельсоветов Половинского района Курганской области имеются скотомогильники, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства.
Так, скотомогильник, расположенный на территории Воскресенского сельсовета, в нарушение п. 5.10 Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не имеет подъездных путей к его территории; вопреки п. 5.8 Правил над ямой отсутствует навес и помещение для вскрытия трупов животных.
Расположенный на территории Белоярского сельсовета скотомогильник также не соответствует требованиям пунктов 5.6 и 5.8 Правил, а именно, территория скотомогильника не ограждена глухим забором высотой не менее 2 м, над ямой отсутствует навес и помещение для вскрытия трупов животных.
Расположенный на территории Половинского сельсовета скотомогильник в нарушение п. 5.8 Правил не имеет навеса над ямой и помещения для вскрытия трупов животных.
Расположенный на территории Сумкинского сельсовета скотомогильник также не соответствует требованиям п. 5.6 и 5.8 Правил, а именно, над ямой не имеется навеса, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных; территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м., с внутренней стороны забора отсутствует траншея с устройством вала из вынутого грунта и мост через траншею.
Данные скотомогильники на балансе указанных сельсоветов не числятся.
Просил возложить обязанность на Правительство Курганской области привести скотомогильники расположенные на территории Чулошенского сельсовета, Воскресенского сельсовета, Васильевского сельсовета, Половинского сельсовета, Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: скотомогильник расположенный на территории Чулошенского сельсовета огородить глухим забором, выкопать траншею, размеры биотермической ямы скотомогильника привести в соответствии с п. 5.7 Правил, стены ямы оборудовать водонепроницаемым материалом, создать перекрытие ямы, организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных; расположенный на территории Васильевского сельсовета скотомогильник огородить глухим забором, выкопать траншею, размеры биотермической ямы привести в соответствии с п. 5.7 Правил, стены ямы оборудовать водонепроницаемым материалом, создать перекрытие ямы, организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных; над скотомогильником, расположенном на территории Половинского сельсовета организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных, размеры биотермической ямы скотомогильника привести в соответствии с п. 5.7 Правил, стены ямы оборудовать водонепроницаемым материалом, создать перекрытие ямы; скотомогильник, расположенный на территории Сумкинского сельсовета огородить глухим забором, выкопать траншею, создать мост через траншею, размеры биотермической ямы скотомогильника привести в соответствии с п. 5.7 Правил, стены ямы оборудовать водонепроницаемым материалом, создать перекрытие ямы; организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных; над скотомогильником, расположенном на территории Воскресенского сельсовета организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных, размеры биотермической ямы скотомогильника привести в соответствии с п. 5.7 Правил.
Впоследствии прокурор изменил исковые требования и просил возложить обязанность на Правительство Курганской области привести скотомогильники расположенных на территории Половинского района Курганской области в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: расположенный на территории Васильевского сельсовета скотомогильник огородить глухим забором, выкопать траншею, организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных; над скотомогильником, расположенном на территории Половинского сельсовета организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных; скотомогильник, расположенный на территории Сумкинского сельсовета огородить глухим забором, выкопать траншею, организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных; над скотомогильником, расположенном на территории Воскресенского сельсовета организовать навес и помещение для вскрытия трупов животных;
В судебном заседании представитель истца Тутукова Г.М. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А. с иском не согласилась. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком, так как скотомогильники в его собственности не находятся. Земельные участки, на которых расположены скотомогильники, для указанных целей не отводились. Строительство нового объекта в виде помещения для вскрытия трупов животных на земельном участке, не отведенном для этих целей, нарушает строительные нормы и правила, требования Градостроительного кодекса РФ, не отвечает требованиям об эксплуатации скотомогильника.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по доверенности Лаптева В.В. исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица Управления ветеринарии Курганской области по доверенности Масленникова Е.П. с иском не согласилась, доводы ответчика считала обоснованными. Пояснила, что скотомогильники являются действующими, биотермические ямы на территориях указанных скотомогильников отсутствуют, имеются только земляные ямы, которые подлежат закрытию.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Администрации Половинского района Курганской области, Сумкинского, Чулошенского, Васильевского, Воскресенского, Половинского сельсоветов Половинского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежаще. Администрация Половинского района Курганской области, Управление Роспотребнадзора по Курганской области просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и в удовлетворении исковых требований отказать в связи с неправильным толкованием норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что Правительство Курганской области не имеет права владения, пользования и распоряжения спорными скотомогильниками. Спорные объекты не находятся в ведении Правительства Курганской области, следовательно, основания для возложения обязанности по организации работ по устройству и оборудованию скотомогильника на Правительство Курганской области у суда отсутствовали. Таким образом, вывод суда о том, что обязанность по приведению созданных мест захоронения биологических отходов в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил отнесена действующим законодательством к компетенции Правительства Курганской области, является необоснованным. Кроме того, судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц, в защиту которых выступил прокурор, нарушены Правительством Курганской области. Доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате не приведения скотомогильников в соответствии с указанными Правилами, не представлено.
В заседании судебной коллегии представитель Правительства Курганской области
- Столярова Н.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на отмене судебного решения.
Прокурор Федоровская Н.М. просила об оставлении решения суда без изменения.
Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Управления ветеринарии по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области, Администрации Половинского района Курганской области, Администрации Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области, Администрации Чулошенского сельсовета Половинского района Курганской области, Администрации Васильевского сельсовета Половинского района Курганской области, Администрации Воскресенского сельсовета Половинского района Курганской области, Администрации Половинского сельсовета Половинского района Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В письменном заявлении Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области просило рассмотреть жалобу без их участия. В связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Обжалуемым Правительством Курганской области решением суда исковые требования прокурора удовлетворены частично, а именно возложена обязанность по организации ограждения двух скотомогильников и оконавливанию территории Васильевского и Сумкинского сельских советов. В иске о возложении обязанности построить навес и помещения для вскрытия трупов животных на указанных скотомогильниках, а так же скотомогильниках на территории Половинского и Воскресенского сельских советов отказано.
Как указано выше, решение суда обжаловано только Правительством Курганской области в части возложения обязанности. Решение суда об отказе в иске сторонами не обжаловано, потому судебной коллегией, будучи в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не проверяется.
В отношении скотомогильника на территории Чулошненского сельсовета прокурор в измененном исковом заявлении не просил, участвующая в деле прокурор иск в этой части не поддержала. Какого-либо процессуального решения судом в данной части не принято, что сторонами так же не оспорено.
Что же касается решения суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по организации работ на территории скотомогильников Васильевского и Сумкинского сельских советов, то судебная коллегия находит его законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Половинского района совместно со специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Половинского района Курганской области.
Согласно актам обследования Управления ветеринарии Курганской области N 13/04 от 19.04.2013 г., N 01/04 от 09.04.2013 г., санитарно - ветеринарным карточкам N 8, N 9, на территории Сумкинского сельсовета Половинского района в 2000 м северо-западнее от с. Сумки, расположен скотомогильник площадью 600 кв.м. с земляной ямой. Забор и канава по периметру отсутствуют. На территории Васильевского сельсовета Половинского района в 4000 м западнее от с. Васильевка, расположен скотомогильник площадью 600 кв.м с земляной ямой, по периметру оканавлен.
Расположенный на территории Сумкинского сельсовета скотомогильник также не соответствует требованиям п. 5.6 и 5.8 Правил, а именно, над ямой не имеется навеса, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных; территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м., с внутренней стороны забора отсутствует траншея с устройством вала из вынутого грунта и мост через траншею.
Согласно имеющейся в материалах дела информации скотомогильники, находящиеся на территориях Васильевского, Сумкинского сельсоветов Половинского района Курганской области в реестре муниципальной собственности, не значатся, финансирование на их содержание не выделялось.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Суду первой инстанции не представлено доказательств передачи муниципальным образованиям, на территории которых находятся скотомогильники, полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 210 устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Курганской области, в связи с чем обязанность по привидению скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" обоснованно возложена на Правительство Курганской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус объектов захоронения биологических остатков как скотомогильников не подтвержден, поскольку сооружены на не отведенном для данных целей земельных участках, не приняты в эксплуатацию по акту приемки, в связи с чем у суда не было оснований для удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
Согласно п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми способами уничтожения биологических отходов на территории Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено обустройство указанных выше объектов именно как биотермических ям (скотомогильников), но с нарушением установленных для его обустройства правил (п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил). Выявленные нарушения требуют устранения с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов.
То обстоятельство, что скотомогильники обустроены на не отведенной для этой цели земельных участках, не освобождает Правительство Курганской области от возложенной законом обязанности по решению вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Довод жалобы о том, что судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц нарушены ответчиком, судебная коллегия считает необоснованным. Существование на территориях Васильевского, Сумкинского сельсоветов Половинского района Курганской области скотомогильников в условиях, когда они не находятся на чьем-либо балансе, никто не обеспечивает их надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни и здоровья людей, лишает их права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что спор в данной части разрешен судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований процессуального законодательства. Значимые по делу обстоятельства судом установлены верно.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, а направлены на иное толкование норм материального права и оценку представленных суду доказательств. Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом оценки суда первой инстанции, правила оценки доказательств судом не нарушены, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 3 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.