Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Черновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 17 декабря 2013 года гражданское дело по иску Ржевской Е.И. к Федеральной таможенной службе России, Челябинской таможне о признании незаконным приказа об увольнении с государственной гражданской службы, изменении даты увольнения, зачете периодов работы в выслугу лет в таможенных органах, признании пункта приказа об увольнении незаконным, взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Ржевской Е.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 26 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска к Федеральной таможенной службе России, Челябинской таможне о признании незаконным приказа об увольнении с государственной гражданской службы, изменении даты увольнения, зачете периодов работы в выслугу лет в таможенных органах, признании пункта приказа об увольнении незаконным, взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения представителя Ржевской Е.И. Ларионова А.А., представителя Федеральной таможенной службы России, Челябинской таможни Аркан Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ржевская Е.И. обратилась в суд с иском к Федеральной таможенной службе России (далее - ФТС России), Челябинской таможне о признании незаконным приказа об увольнении с государственной гражданской службы, изменении даты увольнения, зачете периодов в выслугу лет в таможенных органах, признании пункта приказа об увольнении незаконным, взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что с работала в Курганской таможне, приказом от была назначена на должность федеральной государственной службы Первомайского таможенного поста. Приказом от 22.01.2013 была уволена с 04.02.2013 в связи с сокращением должностей гражданской службы при непредоставлении иной должности гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ "О государственной гражданской службе РФ"). При увольнении было выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания - 10628 рублей, в соответствии с пп. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условия перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)". Стаж государственной службы на 04.02.2013 составил . Считала, что ей необоснованно не зачли в выслугу лет периоды работы главным бухгалтером, бухгалтером материального ремонтно-строительного управления спецстрой трест и ирригации ГТС и озеленения Республики Узбекистан - , службы в войсковой части Республики Узбекистан - . Также считала, что в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - ФЗ "О службе в таможенных органах РФ") ей должно было быть выплачено выходное пособие в размере двадцати должностных окладов - , с учетом выплаченных денежных средств сумма составляет . Кроме того, 31.01.2013 она была госпитализирована в , выписана 15.05.2013. О временной нетрудоспособности работодатель был уведомлен, в июне 2013 года оплатил больничный лист. Считала увольнение в период временной нетрудоспособности незаконным, в связи с чем ей был причинен моральный вред.
На основании изложенного просила признать приказ Курганской таможни от 22.01.2013 об увольнении с государственной гражданской службы незаконным; изменить дату увольнения, считать ее уволенной с 15.05.2013; взыскать с ответчика выходное пособие в размере , компенсацию морального вреда в размере , судебные расходы в размере .
В ходе судебного разбирательства Ржевская Е.И. исковые требования изменила, просила признать приказ Курганской таможни от 22.01.2013 об увольнении с государственной гражданской службы с 04.02.2013 незаконным; изменить дату увольнения, считать ее уволенной с 15.05.2013; зачесть в выслугу лет в таможенных органах периоды работы главным бухгалтером, бухгалтером материального ремонтно-строительного управления спецстрой трест ирригации ГТС и озеленения Республики Узбекистан - , службу в войсковой части Республики Узбекистан - , всего ; признать незаконным пункт 2 приказа от "Об увольнении с государственной гражданской службы Е.И. Ржевской" в части выплаты единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания; взыскать с ответчика выходное пособие в размере , компенсацию морального вреда в размере , судебные расходы в размере .
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении измененных требований настаивал.
Представитель ответчика ФТС России в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 155-ФЗ) гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей. Ржевской Е.И. представлены листки нетрудоспособности, в которых в строке "причина нетрудоспособности" указан код 01 - "заболевание", то есть временная нетрудоспособность истца не связана с исполнением должностных обязанностей, увольнение Ржевской Е.И. в период временной нетрудоспособности законно. Вопрос о зачете истцу периодов работы с по , с по в выслугу лет в таможенных органах рассматривался Центральной комиссией ГТК России. Решением Центральной комиссии ГТК России истцу было отказано в зачете в выслугу лет в таможенных органах данных периодов в связи с отсутствием международных соглашений о взаимозачете трудового стажа. На основании данного решения периоды работы Ржевской Е.И. в Республике Узбекистан не зачтены при ее увольнении. Указал, что Ржевской Е.И. в соответствии с ч. 9 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Право на компенсацию в размере 20 должностных окладов в соответствии со ст. 51 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" истец не имеет. Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 51 и вступившими в силу с 01.01.2013, выплата единовременного пособия в размере 20 окладов месячного денежного содержания не предусмотрена. Поскольку стаж государственной службы истца составляет , ей было выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных истцу на день увольнения. Требования о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов необоснованны.
Представитель ответчика Челябинской таможни в судебном заседании исковые требования не признал, дав пояснения аналогичные пояснениям представителя ФТС России.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ржевская Е.И. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, ранее приведенные в исковом заявлении. Также указывает, что статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Согласно ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Полагает, что в силу ст. 51 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ) сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным пп. 2 - 9 п. 2 ст. 48 настоящего Федерального закона, выплачивается единовременное пособие при выслуге свыше 20 лет в размере 20 окладов месячного денежного содержания. Аналогичный порядок был предусмотрен, действовавшей на момент ее увольнения, Инструкцией, утвержденной Приказом ФТС России от 31.08.2005 N 810. Также полагает, что в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 103, Приказа ГТК от 02.06.1996 N 418 периоды работы главным бухгалтером, бухгалтером материального ремонтно-строительного управления спецстрой трест ирригации ГТС и озеленения Республики Узбекистан, службы в войсковой части Республики Узбекистан должны быть зачтены в выслугу лет.
В возражениях на апелляционную жалобу ФТС России и Челябинская таможня просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Считают, что суд верно применил к спорным правоотношениям положения ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Указывают, что при увольнении Ржевской Е.И. таможенный орган руководствовался действующим на дату увольнения законодательством.
В суде апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчиков с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Ржевская Е.И с была назначена на должность инспектора отдела таможенного оформления Курганской таможни (приказ от -к - л.д. 50).
В связи с проведением организационно-штатных мероприятий истец была уволена , выслуга лет в таможенных органах Ржевской Е.И. на составила (приказ от - л.д. 15).
истец принята на работу в Курганскую таможню на государственную должность федеральной государственной службы Первомайского таможенного поста.
С Ржевская Е.И. назначена на должность Первомайского таможенного поста (приказ от - л.д. 51).
Согласно приказа Федеральной таможенной службы от 09.10.2012 N 2028 с 05.02.2013 должны быть реорганизованы Курганская и Челябинская таможня в форме присоединения Курганской таможни к Челябинской.
Приказом Курганской таможни от 22.01.2013 прекращен служебный контракт, Ржевская Е.И. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы с 04.02.2013 в связи с сокращением должностей гражданской службы при непредоставлении иной должности гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Стаж государственной службы Ржевской Е.И. на 04.02.2013 составил , стаж государственной службы для выплаты единовременного пособия составил (л.д. 14).
Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (в редакции, действующей на момент увольнения истца) общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 настоящего Федерального закона).
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
01.11.2012 Ржевской Е.И. было вручено уведомление о сокращении с 05.02.2013 должности Первомайского таможенного поста Курганской таможни, прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и о возможном увольнении с гражданской службы 04.02.2013 (л.д. 16).
В период с 31.01.2012 по 14.05.2012 истец находилась на лечении, период временной нетрудоспособности оплачен ответчиком.
Доводы истца о том, что она необоснованно уволена в период временной нетрудоспособности правомерно не приняты во внимание судом первой инстанции.
Истец Ржевская Е.И. находилась на лечении в в период с 31.01.2013 по 20.02.2013, в в период с 01.03.2013 по 14.05.2013, что подтверждается представленными в материалы дела копиями листков нетрудоспособности (л.д. 17 - 20).
При этом в листках нетрудоспособности в графе "причина нетрудоспособности" стоит код "01", что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624Н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" означает "заболевание".
В силу ч. 3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 327-ФЗ, действовавшей на дату увольнения) гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии в материалах дела доказательств того, что истец проходила лечение в связи увечьем, профессиональным заболеванием или повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом должны были быть применены положения ст. 81 ТК РФ, является необоснованным, так как Трудовой Кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (ст. 11 ТК РФ, ст. 73 ФЗ "О государственной гражданской службе").
Согласно представленной в материалы дела копии трудовой книжки в период с по Ржевская Е.И. работала бухгалтером, главным бухгалтером ремонтно-строительного управления спецремстройтреста ирригации ГТС и озеленения, в период с по проходила действительную военную службу в войсковой части Республики Узбекистан (л.д. 6 - 13).
Истец считала, что указанные периоды должны быть зачтены в выслугу лет в таможенных органах.
Согласно протокола заседания комиссии по установлению выслуги лет Курганской таможни от Ржевской Е.И. в стаж работы, дающий право на получение доплаты за выслугу лет было засчитано: - в должности бухгалтера по материалам ремонтно-строительного управления спецремстройтреста ирригации ГТС и озеленения, - в должности . Был утвержден стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет в таможенных органах - (л.д. 34).
Комиссия по установлению выслуги лет таможни и Уральского таможенного управления ходатайствовала перед Центральной комиссией ГТК России о зачете в выслугу лет Ржевской Е.И. в таможенных органах следующего стажа: - в должности главного бухгалтера, бухгалтера по материалам ремонтно-строительного управления спецремстройтреста ирригации ГТС и озеленения Республики Узбекистан, - период действительной военной службы в войсковой части Республики Узбекистан, всего (л.д. 35).
В связи с отсутствием международных соглашений о взаимозачете трудового стажа в выслугу лет в таможенных органах истцу Ржевской Е.И. было отказано в зачете в выслугу лет в таможенных органах указанного стажа, что подтверждается выпиской из протокола заседания Центральной комиссии ГТК России по установлению выслуги лет сотрудникам таможенных органов от (л.д. 54 - 57).
Ссылки истца на Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", на принятое во исполнение приведенного Закона Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Право на получение пенсии за выслугу лет приобретается, как это следует из ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст. 5 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при достижении установленной законом выслуги. Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым в процессе службы. Включение в выслугу лет периодов трудовой (служебной) деятельности относится к сфере усмотрения федерального законодателя и устанавливается исходя из особенностей прохождения службы, в том числе в таможенных органах. В отношении сотрудников таможенных органов отсутствуют международные соглашения о взаимозачете трудового стажа.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определяется Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии (далее именуются - сотрудники таможенных органов), с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, определен Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 103.
В соответствии с подп. "а" п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются, в том числе исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы):
в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы;
в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации;
указанное в ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей";
иные периоды работы, кроме вышеперечисленных, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет (зачисленным в таможенные органы до 01.09.1997).
В силу ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (далее - ФЗ от 12.02.1993 N 4468-1), в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе военная служба.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на то, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, поскольку Постановление N 941 полностью распространяется на сотрудников таможенных органов.
Вместе с тем, в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям", действие Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
Российская Федерация и Республика Узбекистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", в соответствии со ст. 2 которого пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников настоящего Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.
Основываясь на Соглашении от 13.03.1992, между участниками Содружества Независимых Государств, включая Российскую Федерацию, 24.12.1993 достигнуто соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", которым предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств. Указанное соглашение распространяет свое действие на область социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел и их семей.
Наряду с Соглашением от 13.03.1992, имеют место Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992.
Действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права, зачет в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии периода военной службы иных государств не предусмотрен.
Таким образом, стаж государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации истца по состоянию на 04.02.2013 составил , расчет выслуги лет истцу произведен в соответствии с действующим законодательством, с учетом отсутствия международных соглашений о взаимозачете трудового стажа, военной службы.
При увольнении истцу произведены следующие выплаты: денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания в соответствии с пп. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (действовавшей в редакции Федеральных законов от 30.12.2012 N 295-ФЗ, от 30.12.2012 N 327-ФЗ) при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно пп. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" для лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с п.п. 7 - 9 настоящей статьи, предусматриваются следующие социальные гарантии и денежные компенсации: ... 4) при увольнении на пенсию указанных лиц, а также при увольнении по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2, подпунктом "а" п. 3 ст. 81, п.п. 1, 2, 5 и 7 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации и подп. п. 2 ст. 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", им сохраняются выплаты единовременного и выходного пособий в порядке и на условиях, которые установлены ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации и ст. 51 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
При расчете указанных пособий учитываются: должностной оклад (тарифная ставка) и надбавки за квалификационный разряд, установленные на день увольнения; общая продолжительность службы (стаж работы) с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с п. 6 настоящей статьи.
Ржевская Е.И. полагала, что в соответствии со ст. 51 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ) ей должно быть выплачено выходное пособие в размере 20 окладов месячного содержания.
В соответствии со ст. 51 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ) сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным пп. 2 - 9 п. 2 ст. 48 настоящего Федерального закона, выплачивается единовременное пособие при выслуге:
1) менее 10 лет - в размере 5 окладов месячного денежного содержания;
2) от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов месячного денежного содержания;
3) от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов месячного денежного содержания;
4) свыше 20 лет - в размере 20 окладов месячного денежного содержания.
Однако на дату увольнения истца (04.02.2013) ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" действовал в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Статьей 51 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ установлено, что сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах выплачиваются пособия и компенсации. Выплата указанных пособий и компенсаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2013.
В связи с изложенным у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Ржевской Е.И.
При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.