Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 декабря 2013 года гражданское дело по иску к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе на решение Курганского городского суда Курганской области от 16 октября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кургане о признании незаконным решения от , включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности старшего библиотекаря, преподавателя русского языка и литературы в СПТУ г. Кургана, периодов работы в должности социального педагога, карантинов в МБОУ "СОШ ", назначении пенсии с отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., истца Петраш Г.С., ее представителя , поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области , возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петраш Г.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее - УПФР в г. Кургане Курганской области) о признании незаконным решения, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением УПФР в г. Кургане Курганской области от ей отказано в назначении пенсии, во включении в стаж периода работы в должности старшего библиотекаря Курганского среднего профессионально-технического училища (далее - Курганское СПТУ-, периодов карантинов, прочих отвлечений от основной работы, периодов работы в должности социального педагога в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа " (далее - МБОУ "СОШ "). Выразила несогласие с данным решением, указывая, что работу в должности старшего библиотекаря совмещала с работой учителя русского языка и литературы с нагрузкой на ставку заработной платы, в этот период производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Считала, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ее работа включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Считала, неправомерным исключение из стажа периодов нахождения на карантинах и прочих отвлечений от основной работы, поскольку в данные периоды трудовой договор с ней не расторгался, учебная и педагогическая нагрузка исполнялась согласно планов, заработная плата выплачивалась, необходимые отчисления в Пенсионный фонд производились. Полагала неправомерным отказ во включении в специальный стаж периода работы в должности социального педагога, указывала, что в данный период помимо выполнения обязанностей социального педагога, ею велись учебные часы по русскому языку и литературе, что подтверждается тарификационными списками учителей, лицевыми счетами. Просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Кургане Курганской области от об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, принять к зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с по в должности старшего библиотекаря, преподавателя русского языка и литературы Курганского СПТУ-, в должности социального педагога с по , включая периоды нахождения на карантинах с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , и на курсах повышения квалификации с по , назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФР в г. Кургане Курганской области.
В ходе рассмотрения гражданского дела истец исковые требования изменила, просила признать незаконным решение УПФР в г. Кургане Курганской области от об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, принять к зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с по в должности старшего библиотекаря, преподавателя русского языка и литературы Курганского СПТУ-, периоды работы в должности социального педагога с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , периоды нахождения на карантинах с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , на курсах повышения квалификации с по , назначить досрочную трудовую пенсию по старости с . Указала, что ранее действующим законодательством период работы библиотекарем подлежал включению в соответствующий стаж, ее работа в должности старшего библиотекаря тождественна работе библиотекаря. Относительно периода работы в должности социального педагога указывала, что работа в указанной должности дает право на досрочное назначение пенсии, если она осуществляется в специальных образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. В период ее работы в МБОУ "СОШ " имелись коррекционные классы, ею осуществлялся контроль за реализацией мер социальной помощи и защиты обучающихся, проводились работы по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающихся, в том числе и с учащимися коррекционных классов. Дополнительно указывала, что в данный период она выполняла обязанности учителя русского языка и литературы.
В судебном заседании истец Петраш Г.С., ее представитель на удовлетворении измененных исковых требований настаивали. Поясняли, что в период работы истца старшим библиотекарем, других библиотекарей не было, что, по их мнению, свидетельствует о выполнении истцом обязанностей библиотекаря. Признавали, что в период работы в должности социального педагога истец работала со всеми детьми в школе, а не только с детьми, находящимися под опекой и обучающихся в коррекционных классах. Полагали, что работа выполняемая социальным педагогом в общеобразовательной школе тождественна работе, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области , действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не соглашалась, полагала, что решение об отказе Петраш Г.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости вынесено законно и обоснованно.
Представитель третьего лица государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "" (далее - ГБОУ СПО "", привлеченный к участию в деле как правопреемник Курганского СПТУ-, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель третьего лица муниципального бюджетного образовательного учреждения города Кургана "Средняя общеобразовательная школа имени " (далее - МБОУ "СОШ ") исковые требования Петраш Г.С. поддержала, полагала, что работа социального педагога в школе подлежит включению в педагогический стаж, так как истец работала с коррекционными классами, опекаемыми детьми, в том числе и теми которые не учатся в школе , но проживают в микрорайоне, обслуживаемом школой, детьми с девиантным поведением.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Петраш Г.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указала, что работая в должности старшего библиотекаря, она фактически исполняла обязанности библиотекаря, что подтверждается штатными расписаниями Курганского СПТУ-, что свидетельствует о тождественности выполняемых ею обязанностей обязанностям библиотекаря. Указывает, что судом необоснованно не приняты во внимание лицевые счета, подтверждающие выполнение ею учебной нагрузки в должности преподавателя русского языка и литература, оценены как недопустимые доказательства показания свидетелей, подтвердивших факт работы в должности учителя. Считает, что судом необоснованно не учтено, что обязанности социального педагога она стала осуществлять с года, до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, при этом ее должностные обязанности, функции, характер и условия работы с выходом указанного постановления не изменились. Вопрос о включении в трудовой стаж периодов ее нахождения на карантинах и на курсах повышения квалификации судом по существу не рассматривался. Считала незаконным отказ во включении в стаж периода работы учителем в МБОУ "СОШ ", поскольку это прямо указано в исковом заявлении. Просила решение суда отменить.
В письменных возражениях УПФР в г. Кургане Курганской области выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагало решение суда принято законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Указывает, что за период работы до 01.10.1993 в отношении педагогов может применяться постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, согласно которому правом на назначение пенсии пользовались заведующие, библиотекари в библиотеках, указанный перечень расширительному толкованию не подлежит. Соответственно работа в должности библиотекаря подлежит включению в стаж при осуществлении работы в библиотеках, наличие которой в Курганском СПТУ-8 не подтверждено. Ссылались на Инструктивное письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу работникам просвещения и здравоохранения", которым разъяснено, что в библиотеках (независимо от ведомственной принадлежности - в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций) право на пенсию за выслугу лет имеют заведующие и библиотекари. Лица, работающие в должностях, не указанных в подразделе 2 раздела 1 Перечня (директора централизованных библиотечных систем, заведующие отделами централизованных библиотек, заведующие читальными и абонементными залами библиотек, главные, старшие библиотекари, библиографы и т.д.), право на пенсию не имеют. Не соглашались с доводами апелляционной жалобы о том, что фактически истцом выполнялись обязанности библиотекаря, поскольку из приложения к приказу Государственного комитета СССР по профтехобразованию от 29.01.1987 N 13 "Типовые штаты средних профессионально-технических училищ системы государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию с контингентом свыше 150 учащихся", в разделе 1 "Дневные средние профессионально-технические училища", подраздел 2 "штат работников, не относящихся к аппарату управления" предусмотрено введение должности старшего библиотекаря: 0,5 ставки при контингенте 250 учащихся (одновременно выполняет функции заведующего библиотекой), 1 ставка при контингенте свыше 250 учащихся (одновременно выполняет функции заведующего библиотекой), при этом ставка библиотекаря вводится при контингенте учащихся свыше 600 человек. Согласно штатным расписаниям Курганского СПТУ-8 плановый среднегодовой контингент учащихся составлял от 280 человек (в 1985 году) и 284 человек (в 1986 году), следовательно, ставка библиотекаря не могла быть введена. Ссылается на то, что постановлением ЦК КПСС, Совета Министров и ВЦСПС от 24.12.1976 N 1057 должностной оклад старшего библиотекаря составлял 110 руб., что соответствует штатному расписанию Курганского СПТУ-8, а у библиотекаря 100 руб., истцу была установлена оплата труда 110 руб. по должности старшего библиотекаря. Не соглашается с доводами жалобы о выполнении обязанностей учителя в период работы старшим библиотекарем, так как приказы о совместительстве, замещении, временном исполнении обязанностей отсутствуют, лицевыми счетами не подтверждено за выполнение какой работы и за какой период производилась доплата, сведения о доплате не подтверждают постоянного характера работ, конкретные месяцы выделить невозможно. Полагают необоснованными доводы апелляционной жалобы о выполнении работы учителем русского языка и литературы в период работы в МБОУ "СОШ ", так как истцом доказательств совмещения по указанной должности, выполняемой нагрузки не предоставлено, кроме того истец настаивала на рассмотрении требований только по факту работы социальным педагогом. Полагает, что решение суда в части отказа во включении в соответствующий стаж периода работы социальным педагогом вынесено законно и обоснованно, поскольку осуществление работы по указанной должности в общеобразовательном учреждении право на досрочное пенсионное обеспечение не дает, судом учтены различия в характере труда, функциональных обязанностей, профиля учреждений, интенсивность нагрузки.
В суде апелляционной инстанции истец Петраш Г.С., ее представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области против доводов апелляционной жалобы возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ГБОУ СПО "", МБОУ "СОШ " в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом мнения истца, ее представителя, представителя ответчика, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав истца Петраш Г.С., ее представителя , представителя ответчика , изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Петраш Г.С., года рождения, обратилась в УПФР в г. Кургане Курганской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Решением УПФР в г. Кургане Курганской области от в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа, из специального стажа Петраш Г.С. были исключены периоды работы с по , так как наименование должности "старший библиотекарь" не предусмотрено Списком профессий, должностей, учреждений ... , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781; с по , в том числе с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по , с по карантины, с по прочие отвлечения от основной работы, в соответствии с разъяснением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5, так как работа в должности "социальный педагог" не засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях, указанных в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений", работа учителем осуществлялась на неполную ставку (том-1 л.д. 8).
Общая продолжительность специального стажа истца, включенного решением ответчика в бесспорном порядке, составила 8 лет 6 месяцев 5 дней.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом положения подп. 19 п. 1 ст. 27 указанного закона в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 03.06.2004 (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подп. 19-21 п. 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ).
В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации 29.10.2002 издано постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
В соответствии с постановлением Конституционного суда от 29.01.2004 N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Таким образом, при оценке пенсионных прав истца в период до 01.10.1993 может быть применено постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в период с 01.10.1993 по 01.11.1999 - постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, в период с 01.11.1999 по 11.11.2002 - постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, а также постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из трудовой книжки истица следует, что Петраш Г.С. была принята на работу в Курганское СПТУ- старшим библиотекарем (приказ от ), приказом от переведена преподавателем русского языка и литературы в том же училище с , с по в должности социального педагога в должности учителя русского языка и литературы МБОУ "СОШ ".
В соответствии со справкой от , уточняющей занятость в соответствующих должностях, Курганское среднее профессионально-техническое училище было переименовано в Профессиональное училище на основании приказа Комитета по профессиональному образованию от , затем реорганизовано в Профессиональный лицей на основании Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от , затем в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональный лицей " на основании распоряжения главы городского самоуправления г. Кургана от - в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "" в форме присоединения лицея к техникуму, техникум переименован в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "" на основании постановления Правительства Курганской области от (л.д. 17-18).
Как правильно указано судом первой инстанции, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не предусматривает наименование профессии библиотекарь, старший библиотекарь.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим в период работы истца, должность старшего библиотекаря также не предусмотрена, в перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включены библиотекари и заведующие в библиотеках.
Согласно п. 2.7. Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", которым даны разъяснения относительно применения постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в библиотеках право на пенсию за выслугу лет имеют заведующие и библиотекари. В срок выслуги засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности - в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций. Лица, работающие в должностях, не указанных в подразделе 2 раздела 1 Перечня (директора централизованных библиотечных систем, заведующие отделами централизованных библиотек, заведующие читальными и абонементными залами библиотек, главные, старшие библиотекари, библиографы и т.д.), право на пенсию не имеют.
Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников культурно-
просветительных учреждений, утвержденная Минкультуры СССР 29.12.1976, подтверждает, что должности библиотекарь и старший библиотекарь являлись самостоятельными должностями. В библиотеках-филиалах, не отнесенных к группам по оплате труда руководящих работников и специалистов, заведование отделами абонемента, читального зала, передвижного фонда и другими возлагалось на старшего библиотекаря.
Оценив предоставленные сторонами доказательства, в том числе штатные расписания Курганского СПТУ- за - годы, сведения о количестве обучающихся в СПТУ, оплату труда истца, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в соответствующий стаж периода работы истца в должности, не поименованной в Списках, дающих право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Учитывая указанные разъяснения судом первой инстанции обоснованно не установлена тождественность различных должностей, кроме того достоверных доказательств выполнения обязанностей библиотекаря, наличия библиотеки, истцом не предоставлено.
Обоснованно, по мнению судебной коллегии, не приняты во внимание доводы истца о выполнении в Курганском СПТУ- в период с по работы в должности преподавателя русского языка и литературы, поскольку достоверных доказательств выполнения работы по указанной должности и периодов ее выполнения не предоставлено.
Справкой ГБОУ СПО "" от , уточняющей занятость в соответствующих должностях, выданной Петраш Г.С. не подтверждено выполнение ею работы в должности преподавателя русского языка и литературы в данный период, указано, что в данной должности истец работала с .
Лицевые счета по оплате труда истца за - годы с достоверностью не подтверждают факт работы в должности преподавателя и периоды выполнения соответствующих работ.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Учитывая указанную норму закона, суд первой инстанции обоснованно указал, что показания свидетелей являются недопустимым доказательством при определении характера работ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода работы истца с по в должности социального педагога в МБОУ "СОШ ".
Конституция Российской Федерации в ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (ч. 2).
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 869-О-О).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение, разрешение данного вопроса является прерогативой законодателя (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1012-О-О).
Пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, установлено, что работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Давая оценку направления деятельности МБОУ "СОШ " с точки зрения Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Типового положения учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 867, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 288 от 12.03.1997, Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 676, Уставы МБОУ СОШ, приказы о комплектовании в школе незначительного количества классов выравнивания и классов коррекции, суд пришел к правильному выводу о том, что работа педагога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, подразумевает работу только с определённой категорией детей.
Доводы истца о тождественности выполняемой ею работы функциональным обязанностям социального педагога в учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии, судом правильно признаны необоснованными, поскольку процентное соотношения количества детей, обучающихся в коррекционных классах и находящихся под опекой с общим количеством обучающихся в школе детей, должностные обязанности истца в занимаемой должности, показания истца в судебном заседании свидетельствуют об обратном.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работа в должности социального педагога в МБОУ "СОШ " протекала в период действия постановлений Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, и Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 не опровергают выводов суда, поскольку постановлением N 463 должность социального педагога не предусмотрена, в соответствии с постановлением N 1067 п. 3 Правил исчисления сроков выслуги лет, работа в должности социального педагога засчитывалась в выслугу лет только в учреждениях социального обеспечения, к которым МБОУ "СОШ " не отнесена.
Из материалов дела следует, что истец в период работы в МДОУ "СОШ " работу социального педагога совмещала с работой учителя русского языка и литературы.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Поскольку для включения в специальный стаж работу по указанной должности с 01.09.2000 необходимо выполнение нормы рабочего времени, истцом с 01.09.2000 норма рабочего времени по указанной должности не выработана, оснований для включения указанных периодов нет.
Не имеется оснований для включения периодов работы в должности учителя за период с по , с по , с по , с по , так как доказательств выполнения истцом указанной работы в данные периоды, оплаты труда по данной должности не предоставлено.
Вместе с тем справкой от муниципального казенного учреждения города Кургана "Центр бухгалтерского учета школ " об оплате труда истца подтверждено выполнение истцом работы по должности учителя русского языка и литературы в период с по , с по , с по , в связи с чем судом необоснованно отказано во включении в соответствующий стаж данных периодов.
Вывод суда о том, что истец настаивал на рассмотрении дела только по основаниям работы в должности социального педагога противоречит материалам дела.
В соответствии с уточненным исковым заявлением, пояснениями истца в судебном заседании от , Петраш Г.С. настаивала на рассмотрении исковых требований в полном объеме, в том числе и по доводам совмещения работы социального педагога с работой в должности учителя (том-1 л.д. 204-206, том-2 л.д. 137 об.).
Учитывая изложенное, судом необоснованно отказано во включении в соответствующий стаж периодов карантина с по , с по , так как в соответствии с пунктом 5.1. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 N 69, периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе.
Поскольку иные периоды отвлечений с по , с по ; с по ; с по ; по ; с по ; с по ; с по ; с по , и на курсах повышения квалификации с по , так как имели место в период работы истца, не включенные в соответствующий стаж, оснований для отмены решения в данной части не имеется.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия назначается с даты обращения гражданина за ее назначением, но не ранее возникновения права на нее.
Учитывая то, что на день обращения за назначением пенсии у истца отсутствовал необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, судом обоснованно отказано в удовлетворении иска в данной части.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского городского суда Курганской области от 16 октября 2013 года по иску к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области отменить в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с по , с по , с по в должности учителя, периодов карантина с по , с по в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Кургана "Средняя общеобразовательная школа ", в данной части исковые требования удовлетворить.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с по , с по , с по в должности учителя, периодов карантина с по , с по в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Кургана "Средняя общеобразовательная школа ".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.А.Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.