Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 декабря 2013 года гражданское дело по иску к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области об отмене решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности зачесть в стаж лечебной деятельности периоды работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе на решение Шадринского районного суда Курганской области от 17 октября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Решение ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области" от об отказе в установлении пенсии отменить в части.
Обязать ГУ "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области" включить в стаж лечебной деятельности для исчисления досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД по г. Шадринску Курганской области с по , в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с по и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с по .
В остальной части решение ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области" от об отказе в установлении пенсии, оставить без изменения.
В удовлетворении исковых требований об обязании включить в стаж лечебной деятельности для исчисления досрочной трудовой пенсии период работы с по и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с , отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлова Г.Л. обратилась в Шадринский районный суд Курганской области с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области (далее - УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области) об отмене решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности зачесть в стаж лечебной деятельности период работы, назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области от ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, в специальный стаж не зачтен период работы с по в должности фельдшера фельдшерского здравпункта медицинского вытрезвителя при отделе внутренних дел г. Шадринска (далее - ОВД г. Шадринска). Выражая несогласие с данным решением указала, что в спорный период осуществляла лечебную и профилактическую деятельность по охране здоровья населения, проводила медицинские осмотры лиц, доставленных на вытрезвление, определяла их психическое, неврологическое, соматическое состояние, устанавливала наличие алкогольной или наркотической интоксикации, различных отравлений, повреждений, заболеваний внутренних органов, в случае необходимости, оказывала необходимую медицинскую помощь, занималась поддержанием надлежащего состояния помещения фельдшерского здравпункта, осуществляла контроль за своевременным проведением дезинфекционных мероприятий и за санитарной обработкой лиц, поступивших на вытрезвление. В указанный период работы производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Просила признать решение комиссии УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе от об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии недействительным, включить в специальный стаж период работы с по в должности фельдшера фельдшерского здравпункта медицинского вытрезвителя при ОВД по г. Шадринску и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с .
В ходе рассмотрения дела истец Орлова Г.Л. исковые требования поддержала, дополнительно просила включить в стаж работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с по и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с по , так как непосредственно до данных отпусков и после данных отпусков она выполняла работу, связанную с лечебной деятельностью.
Представитель ответчика УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области возражала против заявленных требований, поясняла, что период работы истца с по в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД по г. Шадринску Курганской области не зачтен в специальный стаж, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, применяемым на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004, Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Шадринским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Орлова Г.Л. просит решение суда отменить в части отказа во включении в стаж лечебной деятельности периода работы с по и назначении досрочной трудовой пенсии и вынести новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указала те же доводы, которые приведены в суде первой инстанции, кроме того ссылается на судебную практику в отношении других фельдшеров того же медвытрезвителя, исковые требования которых удовлетворены. Указала, что после принятия Правительством Российской Федерации постановления от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", которым руководствовался суд при вынесении решения, в ее деятельности ничего не изменилось, она по-прежнему осталась лечебной в учреждении здравоохранения. В номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377 и номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, приведены должности среднего медицинского персонала: заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра), - фельдшер. Согласно п. 2.10 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения от 30.06.1986 N 1-63-И, изданного в пределах полномочий указанного ведомства и направленного на разъяснение порядка и условий применения Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматривается как работа в здравпункте. Считала, что выполняемая ею работа в должности фельдшера в медвытрезвителе соответствует по своему характеру и специфике работы фельдшера в учреждении здравоохранения. Просила решение суда в оспариваемой части отменить.
В письменных возражениях УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагало решение суда принято законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В суд апелляционной инстанции истец Орлова Г.Л., представитель ответчика УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Орлова Г.Л., года рождения, обратилась в УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением УПФР в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области от в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности требуемого стажа на соответствующих видах работ, из специального стажа Орловой Г.Л. исключен период работы с по фельдшером в медицинском вытрезвителе при ОВД по г. Шадринску Курганской области, так как наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (л.д. 16).
Ответчиком включены в специальный стаж периоды работы истца Орловой Г.Л. общей продолжительностью 7 лет 3 месяца 17 дней.
В соответствии с подп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
За периоды работы до вступления в силу Постановления Правительства N 781 (до 14.11.2002) в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П может применяться ранее действовавшие нормативные акты.
Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 01.10.1993 может быть применено постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в период с 01.10.1993 до 01.11.1999 постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, в период с 01.11.1999 по 11.11.2002 постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, за периоды работы с 12.11.2002 постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Решением суда исковые требования Орловой Г.Л. удовлетворены в части, на ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж истца периода работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД по г. Шадринску Курганской области с по , в том числе периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с по и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с по .
Утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды работы в должности врача, медсестры, фельдшера в здравпунктах. Данный Перечень относил здравпункты к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Инструктивным Письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъяснено применение постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.
Согласно п. 2.10 Инструктивного Письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматривается как работа в здравпункте.
Утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет действовали до 01.10.1993, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования истца до указанной даты. В указанной части решение суда сторонами не оспаривается.
В порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая Орловой Г.Л. в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы в качестве фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД по г. Шадринску Курганской области с по , суд первой инстанции исходил из того, что Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, а также Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, распространяющими свое действие на спорный период трудовой деятельности истца, медицинский вытрезвитель не указан в качестве учреждения, работа в котором засчитывается в специальный стаж.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда верным по следующим основаниям.
Как следует из трудовой книжки истца, справок, приказов по личному составу, в период с по Орлова Г.Л. работала в Шадринском ГОВД в должности фельдшера медицинского вытрезвителя, занимала штатную должность, работала полный рабочий день на полную ставку (л.д. 8, 18-19, 63-64).
В мае 2011 года медицинский вытрезвитель при ОВД по г. Шадринску ликвидирован, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 76-84).
Приведенными выше нормативными актами предусмотрена должность фельдшера, наименование учреждения "фельдшерско-акушерский пункт", однако, Списки, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002 N 781, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, действовавшие в оспариваемый период работы истца, не содержат такого наименования учреждения как "медицинский вытрезвитель".
Согласно информационному письму Минтруда Российской Федерации от 27.09.2000 N 3948/1-17, Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.09.2000 N 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 73.
Данные нормативные акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 01.11.1999.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, указана должность фельдшера, отнесенная к среднему медицинскому персоналу. В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 03.11.1999 N 395, медицинский вытрезвитель не предусмотрен.
Согласно Положению о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел, утвержденному приказом МВД СССР от 30.05.1985 N 106, медицинский вытрезвитель при отделе внутренних дел является специализированным учреждением милиции, выполняющим функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства и, в частности, появления на улицах и в других общественных местах граждан в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.
В обязанности работников медицинских вытрезвителей входит проведение профилактической работы с гражданами, совершающими правонарушения на почве пьянства, выявление лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, участие в оформлении материалов для принятия к ним мер медицинского или административно-правового характера. На доставлявшихся в медицинский вытрезвитель три и более раза в течение года направляются сообщения в наркологические отделения (наркологические диспансеры, психоневрологические больницы) для их медицинского обследования и решения вопроса о проведении противоалкогольного лечения.
Профилактическую работу с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, сотрудники осуществляют во взаимодействии с участковыми инспекторами милиции, общественными пунктами охраны порядка, советами профилактики правонарушений трудовых коллективов и наркологическими учреждениями органов здравоохранения.
Фельдшер медицинского вытрезвителя выполняет свои обязанности в соответствии с инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.
Как видно из представленного в материалы дела Положения о фельдшерском здравпункте медицинского вытрезвителя при ОВД г. Шадринска, утвержденного начальником ОВД г. Шадринска от , фельдшерский здравпункт медицинского вытрезвителя при ОВД г. Шадринска являлся структурным подразделением ОВД г. Шадринска и предназначался для медицинского обслуживания граждан, доставляемых на вытрезвление (л.д. 66-67).
Ранее приказом ОВД г. Шадринска от было утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при ОВД г. Шадринска, согласно которому медицинский вытрезвитель при отделе внутренних дел являлся специализированным учреждением милиции, выполняющим функции пресечения нарушений общественного порядка, выраженные в появлении в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является структурным подразделением ОВД г. Шадринска (л.д. 89-91).
Согласно штатному расписанию медицинского вытрезвителя при ОВД по г. Шадринску, по состоянию на в штатную численность медицинского вытрезвителя входили 5,5 фельдшеров, 5 санитарок (л.д. 137-142).
Из должностной инструкции фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД г. Шадринска (л.д. 65) и функциональных обязанностей фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД г. Шадринска от и от (л.д. 136, 136 об.) усматривается, что фельдшер медицинского вытрезвителя несет персональную ответственность за медицинское обслуживание лиц, доставленных на вытрезвление, а также следит за содержанием надлежащего санитарного состояния помещения медицинского вытрезвителя, контролирует своевременное проведение дезинфекционных мероприятий и санитарной обработки лиц, поступивших на вытрезвление, регулярно обходит палаты, следит за состоянием здоровья вытрезвляемых и при необходимости оказывает им помощь, производит медицинский осмотр, который состоит из тщательного осмотра состояния кожных покровов, определения частоты пульса, измерения артериального давления, прослушивания сердца, легких, пальпации живота и т.д.
Представленные в материалы дела журналы учета оказания медицинской помощи медицинского вытрезвителя при ОВД г. Шадринска от и от (л.д. 114-117, 118-123) подтверждает осуществление истцом лечебной деятельности, но право на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено при осуществлении лечебной деятельности в должности, и в учреждении, предусмотренных Списками.
Определение категории граждан, деятельность которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного воздействия на организм человека различного рода неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с особой значимостью, ценностью такой деятельности для государства и общества отнесено законом к компетенции Правительства Российской Федерации.
Таким образом, факт оказания истцом в медицинском вытрезвителе первой медицинской помощи не может свидетельствовать о тождественности данного учреждения лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, указание на которое содержится в Списке 1991 года, или учреждениям, поименованным в Списках 1999 и 2002 годов.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не добыто и истцом в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении лечебной деятельности в условиях фельдшерского здравпункта, судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы Орловой Г.Л. в качестве фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД по г. Шадринску с по .
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пп. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Таким образом, чтобы реализовать свое право на назначение пенсии, гражданин должен обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Заявление может быть подано лично либо отправлено по почте, но в любом случае днем обращения за назначением пенсии является день, когда данное заявление со всеми необходимыми документами было принято органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Поскольку без учета оспариваемых периодов у истца отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж, правовых оснований для удовлетворения ее требований о назначении досрочной трудовой пенсии с не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Орловой Г.Л. об иной правоприменительной практике основанием для удовлетворения иска не являются, так как решения судов приняты по делам, где истцами выступали другие граждане, решения по данным делам преюдициального значения для разрешения требований истца не имеют.
Исходя из изложенного, решение суда постановлено в соответствии с добытыми по делу доказательствами и требованиями закона, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 17 октября 2013 года по иску к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области об отмене решения об отказе в установлении пенсии, обязании зачесть в стаж лечебной деятельности периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г.Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.