Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 декабря 2013 года гражданское дело по иску к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о назначении социальной пенсии по инвалидности,
по апелляционной жалобе на решение Курганского городского суда Курганской области от 10 октября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований к ГУ УПФ РФ в г. Кургане о назначении социальной пенсии по инвалидности с и производстве ее выплаты за период с по отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., представителя истца Наумовой С.А. , поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области , возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Наумова С.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее - УПФР в г. Кургане Курганской области) о назначении социальной пенсии по инвалидности с , выплате недополученной пенсии с по .
В обоснование заявленных требований указывала, что ей была назначена социальная пенсия по инвалидности на основании ст. 113 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". С выплата пенсии прекращена в связи с тем, что в результате переосвидетельствования ей была установлена группа инвалидности без ограничения трудоспособности. Решение о прекращении выплаты пенсии она не получала, поэтому считала, что пенсию получает. Фактически получала только ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ). После изменения законодательства она с заявлением о назначении пенсии не обращалась, так как не знала, что это необходимо сделать, при устном обращении в УПФР в г. Кургане Курганской области в 2009, 2010 годах ей пояснили, что размер пенсии установлен правильно. Письменное заявление о назначении пенсии написала в июле 2013 года, пенсия ей была назначена с . Полагала, что пенсия ей была несвоевременно назначена по вине пенсионного органа, так как она не была своевременно проинформирована о том, что ей необходимо написать заявление о назначении пенсии. Просила обязать ответчика назначить ей социальную пенсию по инвалидности с и произвести ее выплату за период с по .
В судебном заседании представители истца Наумовой С.А. , настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области , действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Наумовой С.А. не признала. Поясняла, что для оформления истцу социальной пенсии по инвалидности в 2010 году необходимо было обратиться с заявлением в УПФР в г. Кургане Курганской области, в связи с отсутствием соответствующего обращения оснований для удовлетворения требований нет. Оспаривала наличие обязанности у органа пенсионного обеспечения по извещению граждан о прекращении выплат и о возникновении права на назначение пенсии. После подачи Наумовой С.А письменного заявления, пенсия была назначена в установленный срок.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Наумова С.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы вновь приводит доводы, изложенные в суде первой инстанции, полагает, что прекращение выплаты пенсии должно было быть оформлено соответствующим решением и доведено до нее. Порядок извещения пенсионера о вынесении в отношении него решения о прекращении выплаты пенсии, причин, послуживших основанием для его принятия и порядка его обжалования, изложен в пп. 23, 26 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации N 17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27.02.2002. Указывает, что обстоятельства дела, связанные с ее осведомленностью по вопросу прекращения выплаты пении, должны подтверждаться только наличием или отсутствием факта получения мотивированного решения о прекращении выплаты пенсии, но никак не ее действиями по выяснению причин снижения размера причитающихся выплат. Полагает судом необоснованно не дана оценка тому обстоятельству, что в УПФР в г. Кургане Курганской области были все документы, необходимые для назначения социальной пенсии по инвалидности, а также то, что она дважды в 2009 и 2010 годах обращалась к ответчику не только по назначению ЕДВ, но и по вопросу правильности выплаты пенсии. Полагала ответчик в силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязан информировать застрахованных лиц об изменениях пенсионного законодательства, однако суд необоснованно сделал противоположный вывод. Просила решение суда отменить.
В письменных возражениях УПФР в г. Кургане Курганской области выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает решение суда принято законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В суде апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области против доводов апелляционной жалобы возражала, дополнительно указала, что истец в ходе рассмотрения дела изменил место жительства, пенсионное дело по запросу передано по месту жительства истца в УПФР в г. Ханты-Мансийске ХМАО-ЮГРЕ.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ст. 7 ч. 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков, с которых назначаются пенсии, к компетенции законодателя (ст. 39 ч. 2).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 76-О указано, что нормы п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которыми трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами), а также норма п. 4 этой статьи, устанавливающая случаи назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за ней, не нарушают какие-либо права заявителя - напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, они наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) право на социальную пенсию по государственному пенсионному обеспечению имели проживающие в Российской Федерации инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо на пенсию по инвалидности в соответствии со ст.ст. 8-10 настоящего Федерального закона постоянно.
Таким образом, инвалиды, не имевшие степени ограничения способности к трудовой деятельности, правом на получение социальной пенсии по государственному пенсионному обеспечению не пользовались.
С 01.01.2010 право на социальную пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом стали иметь инвалиды I, II и III группы независимо от наличия ограничений способности к трудовой деятельности, в том числе инвалиды с детства.
Из материалов дела усматривается, что Наумова С.А., года рождения, с являлась получателем социальной пенсии по инвалидности в УПФР в г. Кургане Курганской области в соответствии со ст. 113 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 19).
По достижении возраста 18 лет по заявлению истца Наумовой С.А. на основании справки МСЭ - об установлении инвалидности категории инвалид с детства с первой степенью ограничения к трудовой деятельности, ей была назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) на период с по до достижения возраста 19 лет (л.д.21-23).
На основании справки МСЭ от об установлении Наумовой С.А. третьей группы инвалидности с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности выплата пенсии истцу была продлена до , размер пенсии истца на момент прекращения выплат составлял руб коп. (л.д. 24-25).
В связи с отказом от набора социальных услуг, истец в являлась получателем ежемесячной денежной выплаты с учетом заявления об отказе от набора социальных услуг в размере руб. До момента прекращения выплаты пенсии, общий размер выплат составлял руб. коп.
После прохождения очередного освидетельствования Наумовой С.А. установлена третья группа инвалидности по категории инвалид с детства, не имеющий степени ограничения способности к трудовой деятельности, что подтверждено справкой МСЭ от (л.д. 26-27).
Истечение срока, на который была назначена социальная пенсия по инвалидности (до ), а также представленная истцом справка МСЭ- от явились основанием для вынесения УПФР в г. Кургане Курганской области решения от о прекращении выплаты социальной пенсии с .
Представителем истца в ходе рассмотрения дела признавалось, что размер получаемых выплат с марта стал значительно меньше, о чем истцу было известно.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (за исключением пенсий, предусмотренных п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, и случаев, предусмотренных в п. 3 настоящего постановления) производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты трудовых пенсий.
Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий определен ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 18 указанного Закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Минтруда Российской Федерации N 17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27.02.2002 утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за пенсией), а постановлениями Пенсионного фонда Российской Федерации N 15п и Минтруда Российской Федерации N 18 от 16.02.2004 утверждены Правила выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила выплаты пенсии).
Согласно п. 23 названных Правил выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном в п. 1 ст. 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе и в случае утраты права, безотлагательно.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подп. 2 п. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при поступлении информации об установлении истцу, достигшему возраста 19 лет инвалидности без степени ограничения трудоспособности, у ответчика имелись основания для прекращения выплаты пенсии.
Довод апелляционной жалобы Наумовой С.А. о том, что УПФР в г. Кургане Курганской области обязано консультировать и информировать ее об изменениях законодательства, касающихся порядка назначения социальной пенсии по инвалидности, судебная коллегия считает несостоятельным.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" внесены изменения в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Статья 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" изложена в новой редакции, согласно которой право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Таким образом, в связи с изменениями законодательства право на социальную пенсию по инвалидности стало определяться исходя из группы инвалидности, при назначении пенсии степень ограничения способности к трудовой деятельности утратила свое значение. С 01.01.2010 у граждан, признанных в установленном порядке инвалидами I, II и III группы, не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, возникло право на получение пенсии по инвалидности.
Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность страховщика бесплатно консультировать, а не извещать, застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании.
Действующее пенсионное законодательство не содержит положений обязывающих территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации лично информировать застрахованных лиц об изменениях пенсионного законодательства.
Доказательств того, что истец обращалась за консультацией к ответчику ранее 2013, и не получил ее, суду не представлено.
Наумова С.А. вновь обратилась в УПФР в г. Кургане Курганской области с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации". Решением УПФР в г. Кургане Курганской области ей назначена социальная пенсия по инвалидности с .
В силу абз. 1 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" назначение пенсии производится по заявлению гражданина, а обращение за назначением пенсии согласно абз. 2 п. 1 ст. 22 названного Закона, может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичные положения содержаться также в п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлениями Минтруда Российской Федерации N 17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27.02.2002.
Исключением из общего правила (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (подп.2 п. 6 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.
Истец к лицам, указанным в данной норме, не относится.
Поскольку в период с по истец, либо ее представитель с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности не обращались, судом первой инстанции верно определено, что оснований для назначения и выплаты пенсии за указанный период с даты возникновения права до даты подачи заявления не имеется.
Судебная коллегия, полагает, что решение суда является законным, соответствующим имеющимся в деле доказательствам, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского городского суда Курганской области от 10 октября 2013 года по иску к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о назначении социальной пенсии по инвалидности оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.