Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.
судей Тимофеевой С.В., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 17 декабря 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора Курганской области в интересах к Администрации города Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, профинансировать предоставление жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 08 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах к Правительству Курганской области и Администрации города Шадринска о предоставлении жилого помещения возложении обязанности по финансированию удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения ".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор Курганской области в интересах Лизогуба Д.И. обратился в суд с иском к Администрации города Шадринска, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, профинансировать предоставление жилого помещения.
В обоснование исковых требований указывал, что Лизогуб Д.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, отец лишен родительских прав. С 2012 года истец состоял на учете нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья в Администрации города Шадринска. Жилым помещением не обеспечен.
Шадринский межрайонный прокурор Курганской области просил суд обязать Администрацию города Шадринска предоставить Лизогубу Д.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории г. Шадринска Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м, возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Шадринской межрайонной прокуратуры Курганской области Половников И.Н. на удовлетворении иска настаивал, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Лизогуб Д.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика Администрации города Шадринска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве с заявленными исковыми требованиями не соглашался. Не оспаривал право истца на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтвердил включение его в список на получение специализированных жилых помещений, но полагал, что внеочередное предоставление жилья Лизогубу Д.И. нарушит права других лиц, включенных в соответствующий список.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений указывал, что действующее законодательство не предусматривает внеочередного обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Ссылаясь на положения ст. 1 и ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Кроме того, в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие, одновременно указывал, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления по месту проживания. Финансирование данных расходов осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках межбюджетных отношений. Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещения на 2013 год предусмотрены субвенции из областного бюджета Администрации города Шадринска Курганской области в сумме 6 029 тыс. рублей. Указывал, что субвенции предоставляются бюджету муниципального образования, а не конкретным физическим лицам.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении исковых требований отказать. В письменном отзыве указывал, что с 01.01.2013 обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями осуществляется на основании сформированных органами местного самоуправления списков в порядке очередности. Истцу необходимо обратиться с соответствующим заявлением о включении в указанный список. Обращаясь в суд, прокурор не указал, в чем выразилось нарушение прав и интересов истца. Указывал, что мероприятия по финансированию приобретения органами местного самоуправления жилых помещений лицам данной категории относятся к межбюджетным правоотношениям, участниками которых физические лица не являются, следовательно, требование о финансировании приобретения жилого помещения истцу не относится к подсудности суда общей юрисдикции. Обращал внимание на то, что требования о предоставлении финансирования или о возложении обязанности профинансировать указанные действия по приобретению жилого помещения по смыслу бюджетного законодательства не имеют правового значения и влекут неисполнение судебного акта.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что с 01.01.2013 действующее жилищное законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Таким образом, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Правительства Курганской области ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Лизогуб Д.И. родился в . Его мать умерла 04.12.2009, отец решением Шадринского районного суда Курганской области от 21.08.2011 лишен родительских прав в отношении сына (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, решение суда - 12, 13, 15, 16-17).
Постановлением Администрации от в отношении Лизогуба Д.И. установлено попечительство, попечителем назначена , зарегистрированная по адресу: (л.д. 14). Жилое помещение за истцом не закреплялось.
С 19.05.2005 Лизогуб Д.И. был зарегистрирован по адресу: . Данное жилое помещение принадлежит сожителю его матери Решением Шадринского районного суда Курганской области от 29.03.2013 по иску Лизогуб Д.И. признан утратившим право пользования жилым помещением и снят с регистрационного учета по указанному адресу (л.д. 35-37).
19.06.2010 истец окончил обучение в МОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа " города Шадринска Курганской области (л.д. 28). В настоящее время обучается в ГБОУ СПО "Шадринский политехнический колледж" (л.д. 62).
Постановлением Администрации города Шадринска от 04.06.2012 Лизогуб Д.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку "дети-сироты" (л.д. 8). В 2013 году истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории города Шадринска, утвержденный постановлением Администрации города Шадринска от 08.02.2013 (л.д. 58).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 19.03.2012 и 15.03.2012, справкам ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 22.07.2013 ни истец, ни его родители не значатся собственниками недвижимого имущества. Жилым помещением по договору социального найма на территории города Шадринска Лизогуб Д.И. не обеспечен (л.д. 21-23, 87, 10).
На момент рассмотрения спора жилое помещение Лизогубу Д.И. не предоставлено.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Лизогуба Д.И. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Лизогуб Д.И. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Шадринска Курганской области при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и при включении в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, сформированный в соответствии с п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству".
Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Лизогуба Д.И. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Лизогубу Д.И. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Шадринской городской Думы от 16.10.2008. N 790 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", установившее норму предоставления жилья на территории города Шадринска - не менее 15 кв.м общей площади на одного человека.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация города Шадринска Курганской области недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья Лизогубу Д.И.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 08 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.