Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Тимофеевой С.В., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 17 декабря 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах Иванова к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности профинансировать предоставление жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от , которым постановлено:
исковые требования прокурора города Кургана удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Иванову по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Иванову специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры в черте города Кургана, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в суд в интересах Иванова И.С. с исковыми требованиями к Администрации города Кургана о возложении обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, возложении на Правительство Курганской области обязанности профинансировать предоставление указанного жилья.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой города Кургана по обращению Иванова И.С. проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что мать Иванова И.С. - Иванова М.А. решением Курганского городского суда Курганской области от лишена родительских прав в отношении сына. Отец - Иванов С.И. внесен в свидетельство о рождении Иванова И.С. на основании заявления матери. В апреле 2002 года Иванов И.С. был определен в ГОУ "Шумихинская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии VIII вида". При определении ребенка в сиротское учреждение, за Ивановым И.С. закрепили жилое помещение, расположенное по адресу: . Впоследствии закрепление данного жилья постановлением Администрации города Кургана от признано утратившим силу в связи с непригодностью жилья для проживания. В 2009 году попечительство над ним прекращено. В июне 2010 года Иванов И.С. окончил образовательное учреждение ГОУ НПО "Профессиональное училище ". С июня 2010 года Иванов И.С. состоял в Администрации города Кургана на учете граждан нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. В 2013 году истец включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Кургана. В собственности жилых помещений Иванов И.С. не имеет, вынужден проживать в непригодном для проживания жилье по адресу: , жилым помещением не обеспечен. Ссылаясь на статью 8 Федерального закона от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ), статью 2 Закона Курганской области от "О предоставлении жилых помещений в Курганской области", статью 19 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность по предоставлению Иванову И.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, на Правительство Курганской области просил возложить обязанность профинансировать предоставление истцу жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Храмов Я.В. исковые требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Истец Иванов И.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Косованова Т.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан не предполагает внеочередное обеспечение истца жилым помещением. Кроме того ссылалась на отсутствие достаточного финансирования из областного бюджета для приобретения истцу жилого помещения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном возражении исковые требования не признал, полагал, что с 1 января 2013 года федеральным законодателем исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Ссылался на то, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам указанной категории в установленном порядке переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Указал, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому полагал, что требование о возложении на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности профинансировать предоставления жилья истцу находится вне предмета данного спора и Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Курганской области ставит вопрос об отмене принятого по делу решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору города Кургана в интересах Иванова И.С. В обоснование жалобы указывает, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам указанной категории, предоставление этим гражданам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что разрешение спора в указанной части не относится к подведомственности судов общей юрисдикции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, обеспечиваются жилыми помещениями при их нуждаемости в жилье.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года).
Из материалов дела следует, что Иванов И.С., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Решением Курганского городского суда Курганской области от мать Иванова М.А. лишена родительских прав в отношении Иванова И.С., несовершеннолетний передан на попечение органу опеки и попечительства.
Отец истца Иванов С.И. указан в свидетельстве о рождении Иванова И.С. на основании заявления матери.
Распоряжением мэра города Кургана от -р несовершеннолетний Иванов И.С. был определен в детское государственное учреждение, на период опеки за ним закреплено жилое помещение по адресу: .
Решением попечительского совета МУ "Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района" от Иванов И.С. переведен в специальную (коррекционную) школу-интернат 8 вида с .
Постановлением Администрации города Кургана от пункт 2 постановления Администрации города Кургана от -р "Об определении несовершеннолетнего Иванова И.С. в детское государственное учреждение" в части закрепления за несовершеннолетним жилого помещения признан утратившим силу, в связи с признанием жилого помещения по адресу: непригодным для проживания.
Иванов И.С. окончил ГОУ "Шумихинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида".
Постановлением Администрации города Кургана от истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа".
Иванов И.С. окончил ГОУ НПО "Профессиональное училище ".
Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму Иванов И.С. не имеет, в настоящее время состоит на регистрационном учете и проживает в жилом помещении по адресу: .
Во внеочередном порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до , Иванов И.С. жилым помещением обеспечен не был.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Иванова И.С. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Иванов И.С. имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ), и требования истца о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 указанного Федерального закона жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Курганской городской Думы от 2 ноября 2005 года N 250 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде города Кургана, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены органы местного самоуправления.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, согласно которому лица указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению гражданам этой категории жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Проанализировав нормы закона, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию города Кургана обязанность по предоставлению Иванову И.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Курган общей площадью не менее 15 кв.м, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Иванову И.С.
В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования город Курган в 2013 году в размере тыс. руб. на однократное предоставление детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, из средств федерального бюджета - тыс. руб.
Законом Курганской области от 28 июня 2013 года N 47 в Закон Курганской области от 5 декабря 2013 года "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" внесены изменения, в соответствии с которыми объем субвенций из областного бюджета уменьшен с тыс. руб. до тыс. руб., которые поступили в бюджет города Кургана и израсходованы в январе 2013 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренных бюджету города Кургана субвенций на финансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа, недостаточно для предоставления жилого помещения истцу Иванову И.С.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По указанным основаниям судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, а также о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области об исключении из действующего законодательства права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, который будет обеспечен жилым помещением в порядке очередности, исходя из даты включения в список лиц, имеющих равное с истцом право на предоставление жилья, является несостоятельным, поскольку согласно новому порядку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории осуществляется в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, при этом очередность предоставления таким гражданам специализированных жилых помещений законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе Правительства Курганской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 14 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Н.П. Мочегаев
Судьи: С.В. Тимофеева
Ж.А. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.