Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Варлакова В.В.
при секретаре судебного заседания Чиж Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 декабря 2013 года гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области в интересах Налимовой Е.М. к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 15 июля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах Налимовой Е.М. к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Кетовского района Курганской области предоставить Налимовой жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории Кетовского района Курганской области, общей площадью не менее кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Кетовского района Курганской области жилого помещения Налимовой .
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца Налимовой Е.М., мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабаковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кетовского района Курганской области, действуя в интересах Налимовой Е.М., обратился в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Кетовского района Курганской области проведена проверка соблюдения жилищных прав лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Налимовой Е.М., которая Постановлением Администрации Кетовского района Курганской области от поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Налимова Е.М. относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей и нуждается в жилье, поскольку ее родители решением суда от лишены родительских прав. В связи с отсутствием родительского попечения Налимова Е.М. была определена под опеку в детское государственное учреждение. В настоящее время Налимова Е.М. обучается в ГОУ НПО "", проживает со своим несовершеннолетним сыном в доме тети.
С учетом изложенного просил обязать Администрацию Кетовского района Курганской области предоставить Налимовой Е.М. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, площадью не менее нормы предоставления жилья, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал по доводам, содержащимся в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Кетовского района Курганской области ., действующий на основании доверенности, разрешение спора оставил на усмотрение суда, пояснив, что финансирование на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на Правительство Курганской области. В настоящее время финансирование на приобретение жилья для указанной категории отсутствует.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Также считал неправомерными требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья, указывая на то, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между их участниками. Участие в данных межбюджетных отношениях граждан действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, по мнению Правительства Курганской области, заявляя требование о финансировании, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица. Дело просили рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Представитель Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление также указал, что решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления, к которым Правительство Курганской области не относится. Субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области на обеспечение жилыми помещениями, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных отношений. В 2013 году предусмотрены субвенции из областного бюджета, в том числе для Администрации Кетовского района в сумме тыс. руб.
Представитель Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление указал, что требования о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья неподведомственны суду общей юрисдикции.
Кетовским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Правительство Курганской области.
В жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным, по мнению ответчика, применением судом норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что согласно внесенным изменениям в статью 57 ЖК РФ, вступившим в силу 01.01.2013, исключено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Также, по мнению автора жалобы, прокурор не является участником межбюджетных отношений и определение источника финансирования для обеспечения исполнения решения суда не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кетовского района Курганской области полагает жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции истец Налимова Е.М. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, пояснив дополнительно, что последние полгода в связи с отсутствием своего жилья вынуждена с малолетним сыном снимать квартиру, собственных доходов для найма жилья недостаточно.
В суде апелляционной инстанции представитель истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. доводы апелляционной жалобы считала несостоятельными, в удовлетворении жалобы просила отказать, решение Курганского городского суда Курганской области оставить без изменения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к изменению либо отмене решения суда не имеется.
Согласно свидетельству о рождении , выданному Кетовского района Курганской области, Налимова родилась . Ее родители: мать - Налимова , отец - Налимов .
Решением Кетовского районного суда Курганской области от , вступившим в законную силу, родители Налимовой Е.М. - Налимова В.А., Налимов М.В. лишены родительских прав; Налимова В.А. умерла.
Постановлением Администрации Кетовского района Курганской области от Налимова Е.М. определена в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за несовершеннолетней не закреплено, поскольку жилой дом по месту ее регистрации принадлежит ее бабушке, общая площадь дома составляет кв.м., проживает в нем 6 человек, что не соответствует установленным социальным нормам.
Постановлением Администрации Кетовского района Курганской области от Налимова Е.М., г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья.
С Налимова Е.М. обучалась в ГБОУ НПО "", находилась на полном государственном обеспечении; обучение в учреждении было окончено в связи с его окончанием.
В собственности Налимовой Е.М. жилых помещений не имеется, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от .
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Налимовой Е.М. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Налимовой Е.М. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Налимова Е.М. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Администрации Кетовского района. Право на получение жилья истец не реализовала, в установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Налимовой Е.М. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Кетовской сельской Думы от (186) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, установлена в размере не менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Кетовского района Курганской области обязанность по предоставлению Налимовой Е.М. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Кетовский район", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Налимовой Е.М., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения ответчиков.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Налимовой Е.М. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Более того, прокурором требование о внеочередном предоставлении жилья Налимовой Е.М. не заявлялось.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную ими в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.