Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Прасол Е.В.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 16 января 2014 года гражданское дело по иску Бакланова А.Н. к Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района о восстановлении срока для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья из числа детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Бакланова А.Н. на решение Притобольного районного суда Курганской области от 23 октября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Бакланова к Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района о восстановлении срока для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья из числа детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения, отказать".
Заслушав доклад судьи Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бакланов А.Н. обратился в Притобольный районный суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области о восстановлении срока для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований истец указал, что является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать была лишена родительских прав, а сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. В период с года по год он проживал и обучался в вспомогательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При направлении его в детское воспитательное учреждение, жилье за ним не закреплялось, собственного жилья он не имеет. Полагал, что достижение им возраста 23 лет не может являться основанием для отказа в предоставлении ему жилья во внеочередном порядке, как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылаясь на нормы статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты средств на содержание ребенка опекуну (попечителю)", просил восстановить ему срок для реализации дополнительных гарантий на обеспечение жилым помещением, возложить на Администрацию Глядянского сельсовета Курганской области обязанность по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма соответствующее необходимым санитарно-техническим требованиям, расположенное в , общей площадью не менее 18 кв. м.
В судебном заседании истец Бакланов А.Н. на исковых требованиях настаивал. Пояснил, что с 7-летнего возраста он воспитывался и обучался в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затем находился на лечении в , затем уехал в г. , где фактически проживал на улице, так как жилья не имеет. С мая 2013 года он проживает в в доме его бабушки. О том, что до достижения им возраста 23 лет ему было необходимо обратиться в компетентные государственные органы для постановки его на учет для получения жилья, он не знал, так как ему никто не разъяснял его права. Сейчас ему исполнилось 30 лет, но он полагает, что возрастных ограничений в вопросе предоставления жилья лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей быть не должно. Фактически он проживает на территории Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области, в с. Глядянское никогда не проживал.
Представитель ответчика Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области по доверенности Константинов П.М. иск не признал. В судебном заседании пояснил, что Администрация Глядянского сельсовета не является надлежащим ответчиком по делу, так как ни Бакланов А.М., ни его родители, на территории Глядянского сельсовета не проживали, с заявлением о постановке на учет истцу необходимо было обращаться в Администрацию Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области. Кроме того, полномочиями по опеке и попечительству в области обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрация Глядянского сельсовета не обладает.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований по иску Органа опеки и попечительства Администрации Притобольного района Курганской области по доверенности Гуляева Е.С., суду пояснила, что в августе 2013 года Бакланов А.Н. обращался в Администрацию Притобольного района Курганской области с заявлением о постановке его на учет для получения жилого помещения. Ему были даны разъяснения, что данное право может быть реализовано в том, случае, если постановка на учет имела место до достижения им возраста 23 лет, тогда как на момент обращения Бакланова А.Н., ему было 30 лет. С 1 января 2013 г. органы опеки и попечительства формируют списки детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в обеспечении жильем самостоятельно, но до 1 января 2013 г. претенденты на получение жилья должны были обращаться с заявлениями о постановке их на учет сами. Бакланов А.Н. пояснил при обращении, что о необходимости постановки на учет ему было неизвестно. В настоящее время полномочия по предоставлению жилья лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы Администрации Притобольного района Курганской области, как органу местного самоуправления.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Притобольного района Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на иск выразил несогласие с заявленными требованиями, просил рассмотреть дело без своего участия. Указал, что до достижения 23-х летнего возраста Бакланов А.Н. не состоял на учете в Администрации Притобольного района в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в целях постановки на учет не представил.
Притобольным районным судом Курганской области 23 октября 2013 г. постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Бакланов А.Н., по мотиву его незаконности. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы вновь приводит доводы о том, что является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С года до года он находился в детском доме, а затем в школе-интернате и в психоневрологическом интернате.
Отмечает, что за все время его нахождения в детских государственных учреждениях ему никто не разъяснил, что до достижения им возраста 23 лет он должен был обратиться в государственные органы с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения. Он не разбирается в законодательстве, не обладает юридическими познаниями. О своем праве он узнал только в 2013 году, от своей сестры, которая получила жилое помещение как ребенок-сирота.
Оспаривает вывод суда первой инстанции об отсутствии уважительных причин пропуска им срока для постановки на учет для получения жилья, до достижения им возраста 23 лет. Настаивает, что пропустил срок не по своей вине, поскольку представление интересов воспитанников детских образовательных учреждений, каковым он являлся, осуществляют администрации этих учреждений, которые не выполнили свои функции надлежащим образом: не обратились в его интересах с заявлением о постановке на учет для получения жилья и не разъяснили ему данное право.
Обращает внимание, что не имеет своего жилья, у него нет средств для его приобретения, а на основании оспариваемого решения он лишился единственной возможности получить жилье.
Просит решение Притобольного районного суда Курганской области от 23 октября 2013 г. отменить, исковые требования удовлетворить.
Администрация Притобольного района Курганской области, Администрация Глядянского сельского Совета Притобольного района Курганской области в возражениях на апелляционную жалобу выражает несогласие с её доводами, просит в удовлетворении требований жалобы отказать.
Представители Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области, Отдела опеки и попечительства Администрации Притобольного района Курганской области, Администрации Притобольного района Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, от Бакланова А.Н. поступила телефонограмма о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для их удовлетворения и отмены судебного решения.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 1 указанного Закона для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 4 июня 2013 г.) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" установлено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями формируется на основании заявлений, подаваемых в уполномоченные органы местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Из материалов дела усматривается, что Бакланов родился в . Его родителями являются и которые решением Притобольного районного суда Курганской области от 18 апреля 1985 г. лишены родительских прав в отношении трех детей, в том числе, - сына года рождения (свидетельство о рождении, решение суда, л.д. 9, 11).
Решением исполнительного комитета Притобольного районного Совета народных депутатов Курганской области от 11 мая 1985 г. , Бакланов , а также его сестры Бакланова и Бакланова были определены в детский дом (л.д. 42).
Согласно справке ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", Бакланов А.Н. в период с по учился и проживал в указанном учреждении, затем был направлен в психоневрологический интернат находящийся в (л.д. 15).
Как следует из копии паспорта Бакланова А.Н., с 6 марта 2002 г. он зарегистрирован по месту жительства (л.д. 8). По информации Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области жилое помещение Бакланову А.Н. на территории Нагорского сельсовета не предоставлялось (л.д. 16). Как пояснил Бакланов А.Н. в судебном заседании, жилое помещение в , принадлежит его бабушке, сейчас он проживает там вместе с сестрой.
По сообщению Администрации Притобольного района Курганской области, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением Бакланов А.Н. не обращался (л.д. 35).
Собственником жилых помещений на территории Российской Федерации Бакланов А.Н. не является (уведомление Управления Росреестра по Курганской области от 23 августа 2013 г., л.д. 14).
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных положений закона, гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами возраста 23 лет. Указанный срок является пресекательным, его истечение прекращает право лица на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законодательным актом. Пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Данное обстоятельство связано с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Таким образом, исходя из положения частей 3, 4 статьи 49, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, по смыслу перечисленных выше правовых норм, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица были поставлены на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Бакланов А.Н. достиг 23-летнего возраста в 2008 году.
Отказывая Бакланову А.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что до достижения 23 лет истец не обращался в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, отнесенное законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, с целью предоставления жилого помещения, то есть не воспользовался правом, предоставленным законом. Соответственно, оснований для восстановления пропущенного срока для решения вопроса о его принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана в судебном решении.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентные органы по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет, не имеется. Заявленные в апелляционной жалобе доводы о юридической неграмотности истца и непонимании действующего законодательства, о наличии таких причин не свидетельствуют. Напротив, согласно имеющимся материалам дела, сестра Бакланова А.Н. - постановлением Администрации Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области от поставлена на очередь для внеочередного предоставления жилья (л.д. 43). Таким образом, при условии заинтересованности в получении жилья, Бакланов А.Н. имел возможность получить необходимую информацию о том, каким образом реализовать данное право. Доказательств нарушения прав истца со стороны органов местного самоуправления Притобольного района Курганской области, либо детских государственных воспитательных учреждений, со стороны истца в материалы дела также не представлено (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, судебная коллегия учитывает, что Баклановым А.Н. заявлены исковые требования о признании права на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма, в то время как в силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма. Таким образом, заявленные Баклановым А.Н. требования не основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, основаны на субъективном толковании норм права со стороны истца, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Притобольного районного суда Курганской области от 23 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бакланова - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.