Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Литвиновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 16 января 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юргамышского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Лисиной О.В. к Администрации Юргамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области
на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 29 октября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах Лисиной - удовлетворить.
Обязать Администрацию Юргамышского района Курганской области предоставить Лисиной жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное в р.п. Юргамыш Юргамышского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населённого пункта.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Юргамышского района Курганской области жилого помещения специализированного жилого фонда Лисиной , года рождения".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района Курганской области обратился в суд в интересах Лисиной О.В. с иском к Администрации Юргамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указывал, что Лисина О.В., года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Лисина С.А. лишена родительских прав решением Юргамышского районного суда Курганской области от , отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. В настоящее время жилья у Лисиной О.В. не имеется. В соответствии с действующим законодательством, учитывая ее социальный статус, прокурор полагал, что истец имеет право на предоставление жилья по месту жительства по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления - 18 кв.м, отвечающего санитарно-техническим требованиям и благоустроенного применительно к данному населенному пункту. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по реализации прав указанной категории лиц возложены на органы местного самоуправления Курганской области, а финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из соответствующих бюджетов субъекта федерации, в связи с чем требование о финансировании предъявлено к Правительству Курганской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске доводам.
Истец Лисина О.В. исковые требования поддерживала.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района Курганской области Девяшина И.С. исковые требования признала в части возложения обязанности по предоставлению Лисиной О.В. жилого помещения из специализированного жилого фонда, соответствующего санитарно-техническим нормам.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве исковые требования не признавал, указывал, что с 01.01.2013 федеральным законодательством определено предоставление категории граждан, к которой относится истец, жилых помещений из специализированного жилищного фонда и соответственно исключено их право на внеочередное предоставление жилых помещений. Полагал, что отношения между субъектами бюджетных отношений находятся вне предмета настоящего спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Считал решение неисполнимым в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья, поскольку в исковом заявлении не указана сумма финансирования. Полагал, что Правительство является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указывал, что государственные полномочия по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставление таких жилых помещений, переданы органам местного самоуправления Курганской области. Предоставление финансирования, а также контроль за реализацией на территории Курганской области мер, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями должно осуществляться Главным управлением образования Курганской области.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указывал, что в соответствии с Порядком расходования субвенций на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Курганской области, перечисляются на основании заявок муниципальных образований. Следовательно, финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства МУ Отдел образования Администрации Юргамышского района Курганской области Некрасова Э.М. исковые требования поддерживала, считала их законными и обоснованными.
Представитель третьего лица Администрация Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указывает, что полномочия по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного фонда и формирование списка указанных лиц возложены на администрацию Юргамышского района Курганской области.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указывал, что исковые требования являются необоснованными, поскольку финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений.
Юргамышским районным судом Курганской области постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в соответствии со вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Лисиной О.В. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Считает, что отсутствует правовое основание возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
Прокурором Юргамышского района Курганской области представлены возражения на апелляционную жалобу, которые сводятся к согласию с принятым судебным решением.
В суде апелляционной инстанции прокурор Федоровская Н.М. выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагала, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Представить Правительства Курганской области в письменном ходатайстве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на месте определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Лисина О.В., года рождения является сиротой.
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от ее мать - Лисина С.А. лишена родительских прав в отношении дочери (л.д. 21-23). Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
На основании постановления Администрации Юргамышского района от несовершеннолетняя Лисина О.В. определена в детское государственное учреждение, жилье за ней не закреплялось.
Колесная С.В. - опекун Лисиной О.В. обратилась к главе Юргамышского района Курганской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Администрации Юргамышского района Курганской области от Лисина О.В. внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сведений о наличии в собственности Лисиной О.В. либо на основании договора социального найма жилого помещения не имеется.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца по следующим обстоятельствам.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Лисина О.В. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, свое право на получение жилья до 01.01.2013 не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах Лисиной О.В. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с требованиями п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Юргамышской поселковой Думы от 21.11.2006 N115 установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, предоставляемого в муниципальном жилищном фонде муниципального образования Юргамышского поссовета Юргамышского района, составляет не менее 18 кв.м.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Законом Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию Юргамышского района Курганской области обязанности по предоставлению Лисиной О.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории р.п. Юргамыш Юргамышского района Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающего санитарно-техническим требованиям. Поскольку в резолютивной части решения судом пропущено указание на предоставление администрацией Юргамышского района истице жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем резолютивная часть решения в данной части должна быть дополнена.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Правительство Курганской области профинансировало Администрацию Юргамышского района Курганской области на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточно, он пришел к правильному выводу о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанности по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Лисиной О.В. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Лисиной О.В. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая в контексте содержания п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19.03.1997; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 07.05.2002; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18.06.2002).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Юргамышский район", суд первой инстанции исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Лисиной О.В., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Юргамышского районного суда Курганской области от 29 октября 2013 года указанием о предоставлении администрацией Юргамышского района Лисиной О.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.