Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Варлакова В.В.
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 февраля 2014 года гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "Курганхиммаш" о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ООО "Курганхиммаш" на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 ноября 2013 года, которым постановлено:
иск Курганского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО "Курганхиммаш" принять меры к проведению категорирования железнодорожного пути необщего пользования протяженностью м, инв. номер , кадастровый номер , расположенный по адресу: , железнодорожного пути необщего пользования протяженностью м, кадастровый номер , расположенный по адресу: , путем направления запроса в Уральское территориальное управление Федерального агентства транспорта (РОСЖЕЛДОР) Министерства транспорта РФ о необходимости присвоения указанному железнодорожному тупику категории и включения их в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
Взыскать с ООО "Курганхиммаш" в доход муниципального образования город Курган госпошлину в размере рублей.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., объяснения представителя ответчика ООО "Курганхиммаш" действующей на основании доверенности, мнение представителя Курганской транспортной прокуратуры Кабаевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Курганхиммаш" о возложении обязанности принять меры к проведению категорирования железнодорожных путей необщего пользования, путем направления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР) документов на указанные пути для включения в Реестр категорированных объектов и присвоения категории. В ходе рассмотрения дела, Курганский транспортный прокурор уточнил заявленные исковые требования. В обоснование уточненного иска указывал, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности в деятельности предприятий и организаций, использующих железнодорожные пути необщего пользования на территории Курганского транспортного района. Проверкой установлено, что ООО "Курганхиммаш" использует на праве собственности железнодорожные пути необщего пользования, подлежащие категорированию, однако мер к проведению категорирования железнодорожных путей не принимает. С учетом изложенного и на основании положений Федерального закона "О транспортной безопасности", Курганский транспортный прокурор просил суд обязать ООО "Курганхиммаш" принять меры к проведению категорирования железнодорожных путей необщего пользования ООО "Курганхиммаш": железнодорожный путь, протяженностью м, инв. номер , кадастровый номер , расположенный по адресу: Россия; железнодорожный путь необщего пользования протяженностью м, кадастровый номер , расположенный по адресу: , путём направления запроса в Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР) Министерства транспорта РФ о необходимости присвоения указанным железнодорожным путям категории и включения их в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО "Курганхиммаш" - ., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что заявленное транспортным прокурором в уточненном исковом заявлении требование по направлению запроса о необходимости присвоения железнодорожным путям определенной категории само по себе не влечет возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Также считал, что обязанность ответчика по категорированию железнодорожных путей нормативно не обоснована. Кроме того, доводы искового заявления прокурора предполагают возложение на ответчика обязанности по категорированию, тогда как фактически заявлено требование о направлении запроса.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ООО "Курганхиммаш".
В апелляционной жалобе ООО "Курганхиммаш" выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что законом не предусмотрены ни право, ни обязанность субъектов транспортной инфраструктуры обращаться в органы исполнительной власти с запросом, требованием или просьбой о проведении категорирования либо получения результатов категорирования. Полагают, что полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры принадлежат компетентному государственному органу, а не субъекту транспортной инфраструктуры. Также ссылаются на отзыв Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ, согласно которому административная процедура категорирования объектов транспортной инфраструктуры до настоящего времени не определена. Также, по мнению автора жалобы, суд неверно применил нормы материального права, сославшись на Приказ Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", который, как указывает ответчик, направлен на обеспечение транспортной безопасности на автомобильном транспорте, и не имеет отношения к железнодорожной деятельности. Таким образом, суд вышел за рамки заявленных исковых требований, возложив на ответчика обязанность, в том числе, по мнению ответчика, по категорированию транспортных средств.
В возражениях на жалобу Курганский транспортный прокурор решение суда первой инстанции считал законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО "Курганхиммаш" не подлежащей удовлетворению.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "Курганхиммаш" действующая на основании доверенности, требование об отмене принятого судом первой инстанции решения поддержала по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Курганского транспортного прокурора Кабаева И.А. с жалобой не согласилась, решение суда считала законным и обоснованным.
Представитель Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причине неявки суд не уведомил, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к изменению либо отмене решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности в деятельности предприятий и организаций, использующих железнодорожные пути необщего пользования на территории, поднадзорной Курганскому транспортному прокурору.
Установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от , от Обществу с ограниченной ответственностью "Курганский завод химического машиностроения" на праве собственности принадлежат: железнодорожный подъездной путь от хвоста крестовины стрелки до приемного стыка стрелки протяженностью м по адресу: , а также сооружение - путь железнодорожный (Лит. L1-L9) протяженностью м, инв, по адресу:
По сведениям Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта указанные выше железнодорожные пути не включены в перечень железнодорожных путей необщего пользования, расположенных на территории г. Кургана и Курганской области, прошедших категорирование и внесенных в Реестр категорированных объектов.
В целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства был принят Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ, который вступил в силу с 14.08.2007.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 указанного Федерального закона к одним из основных задач обеспечения транспортной безопасности отнесены: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст. 9 Закона).
Понятие "объекты транспортной инфраструктуры" и "субъекты транспортной инфраструктуры" даны в подпунктах 5 и 9 ст. 1 вышеназванного Федерального закона, в соответствии с которыми к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) относятся: технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ТС) или использующие их на ином законном основании.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств согласно определению, содержащемуся в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона утвержден Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности".
В соответствии с п.п. 2 и 3 статьи 6 вышеназванного Федерального закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Пунктом 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 397, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности отнесено к полномочиям Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Согласно положениям "Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 29.01.2010 г. N 22 (в редакции от 27.08.2012 г.), предназначенного для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта РФ (далее - компетентные органы), Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта.
Компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Основанием для включения категорированного объекта в реестр в силу п. 11 вышеназванного Порядка является решение компетентного органа, который в течение пяти рабочих дней с момента внесения в реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в реестр и о присвоенной категории.
Исходя из системного анализа положений ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ, Приказа Минтранспорта РФ от 29.01.2010 N 22 "Об утверждении Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" следует признать, что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры, и напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов законом не предусмотрена.
Более того, согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Министерству транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ) полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.7 "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (далее - ОТИ и/или ТС) и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
Во исполнение п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 2 указанного Порядка разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС на основании результатов оценки уязвимости также входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что, несмотря на то обстоятельство, что категорирование ОТИ и/или ТС для субъектов транспортной инфраструктуры носит уведомительный порядок и оценка уязвимости ОТИ и/или ТС производится после осуществления категорирования и не входят в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости, тем не менее, первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца объекта транспортной инфраструктуры, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры может предоставить компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62.
Ответчик сведения, необходимые для проведения процедуры категорирования принадлежащих ему железнодорожных путей необщего пользования в уполномоченный в сфере безопасности железнодорожного транспорта орган не направил, что не оспаривалось представителем ООО "Курганхиммаш" в суде, тем самым своим противоправным бездействием создав угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам от незаконного вмешательства со стороны третьих лиц.
Учитывая, что проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры - ООО "Курганхиммаш", как владелец железнодорожных путей необщего пользования, не инициирует процедуру категорирования и не подаст соответствующие сведения в компетентный орган - Федеральное агентство железнодорожного транспорта, судебная коллегия находит правомерными и обоснованными выводы суда первой инстанции о необходимости возложения на ответчика обязанности принять меры к категорированию указанных в решении суда железнодорожных путей необщего пользования путем направления в уполномоченный орган власти соответствующего запроса о необходимости категорирования спорных объектов и включения их в соответствующий реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
Доводы представителя ответчика об отсутствии установленной законом обязанности по категорированию объектов транспортной инфраструктуры не могут быть приняты во внимание судебной коллегий, как основанные на ошибочном истолковании вышеприведенных норм федерального законодательства.
Неверные ссылки суда в мотивировочной части обжалуемого решения на положения п.п. 5.7, 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспортна и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 42, определяющих обязанность обеспечения проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (автомобильного транспорта и дорожного хозяйства), не влияют на существо и правильность решения суда первой инстанции, в связи с чем данное обстоятельство не может быть положено в качестве основания к отмене обжалуемого ответчиком решения.
В случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя в соответствии с ч. 1 ст. 202 ГПК РФ вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.
Судебная коллегия полагает, что решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Курганхиммаш" - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.