Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.
судей Пшеничникова Д.В., Арзина И.В.
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 февраля 2014 года гражданское дело по иску прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах Баращенко А.С. к Администрации Мокроусовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 4 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах Баращенко к Администрации Мокроусовского района, Правительству Курганской области о возложении обязанности по предоставлению и финансированию обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Мокроусовского района Курганской области предоставить Баращенко , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее кв.м, соответствующее санитарно-техническим требованиям, в границах территории Мокроусовского района Курганской области.
Обязать Правительство Курганской области выделить денежные средства (субвенции) на обеспечение Баращенко , года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м, соответствующее санитарно-техническим требованиям, в границах территории Мокроусовского района Курганской области.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Мокроусовского района Курганской области, действуя в интересах Баращенко А.С., обратился в суд с иском к Администрации Мокроусовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указывал, что прокуратурой Мокроусовского района Курганской области проведена проверка соблюдения жилищных прав лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Баращенко , который Постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области от поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Баращенко А.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и поскольку его родители были лишены родительских прав, нуждается в жилье. В г. Баращенко А.С. прекратил пребывание в семье опекуна в связи с достижением совершеннолетия.
С учетом изложенного, просил возложить на Администрацию Мокроусовского района Курганской области обязанность обеспечить Баращенко А.С. вне очереди благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в не ниже установленных социальных норм, соответствующим санитарно-техническим требованиям, а Правительство Курганской области профинансировать обеспечение Баращенко А.С. жилым помещением.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал по доводам, содержащимся в исковом заявлении.
Истец Баращенко А.С. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика Администрации Мокроусовского района Курганской области ., действующая на основании доверенности, с иском согласилась в части. Пояснила, что в Администрацию Мокроусовского района Курганской области субвенции на приобретение жилых помещений детям-сиротам из областного бюджета не поступали.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. В представленных возражениях на исковое заявление указал, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Также считал неправомерными требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья, указывая на то, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между их участниками. Участие в данных межбюджетных отношениях граждан действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, указал, что действующим законодательством исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Дело просили рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Представитель Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление также указал, что решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления, к которым Правительство Курганской области не относится. Субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области на обеспечение жилыми помещениями, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных отношений. В 2013 году предусмотрены субвенции из областного бюджета, в том числе для Администрации Мокроусовского района в сумме тыс. руб.
Представитель Муниципального учреждения Мокроусовского районного отдела образования Администрации Мокроусовского района Курганской области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление не возражали против удовлетворения исковых требований, дело просили рассмотреть без участия представителя.
Мокроусовским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Правительство Курганской области.
В жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным, по мнению ответчика, применением судом норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что согласно внесенным изменениям в статью 57 ЖК РФ, вступившим в силу 01.01.2013, исключено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Также, по мнению автора жалобы, прокурор не является участником межбюджетных отношений и определение источника финансирования для обеспечения исполнения решения суда не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. доводы апелляционной жалобы считала несостоятельными, в удовлетворении жалобы просила отказать, решение Мокроусовского районного суда Курганской области оставить без изменения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя.
Представитель отдела управления образованием Администрации Лебяжьевского района Курганской области на заседание суда апелляционной инстанции не явился. Представили заявление с просьбой о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к изменению либо отмене решения суда не имеется.
Согласно свидетельству о рождении , повторно выданному Администрацией Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области, Баращенко родился . Его родители: мать - Баращенко , отец - Баращенко .
В соответствии с выпиской записи акта о рождении , выданной Администрацией Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области , сведения об отце Баращенко А.С. - Баращенко записаны со слов матери ребенка.
Решением Мокроусовского районного суда Курганской области от Баращенко И.В. была лишена родительских прав в отношении сына Баращенко , года рождения.
Постановлением Администрации Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области от Баращенко А.С. назначена опека.
На основании Постановления Администрации Мокроусовского района Курганской области от Баращенко А.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения.
В собственности Баращенко А.С. жилых помещений не имеется, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от , а также справкой Мокроусовского филиала ГУ "Кургантехинвентаризация" от .
Также по справке Администрации Сунгуровского сельсовета Мокроусовского района Курганской области от Баращенко А.С. жилое помещение по договору социального найма на территории сельсовета не предоставлялось.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Баращенко А.С. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Баращенко А.С. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Баращенко А.С. является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в Администрации Мокроусовского района. Право на получение жилья истец не реализовал, в установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Баращенко А.С. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Мокроусовской сельской Думы от норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию Мокроусовского района Курганской области обязанность по предоставлению Баращенко А.С. по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории Мокроусовского района, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Мокроусовский район", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Баращенко А.С., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения ответчиков.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Баращенко А.С. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Более того, решение суда не возлагает обязанности по внеочередному предоставления жилья Баращенко А.С.
Оставляя без изменения обжалуемое судебное решение, судебная коллегия считает необходимым уточнить в новой редакции третий абзац резолютивной части решения, которым на Правительство Курганской области возложена неконкретизированная обязанность по выделению денежных средств (субвенций), тем самым исключив его неоднозначную трактовку в ходе исполнения судебного акта.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 4 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить третий абзац резолютивной части решения Мокроусовского районного суда Курганской области от 4 декабря 2013 г., изложив его в следующей редакции:
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Мокроусовского района Курганской области по договору найма специализированного жилого помещения Баращенко .
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.