Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,
судей Муратовой Н.И., Берко А.В.,
секретаря судебного заседания Сухомлиновой Д.И.,
с участием прокурора Протасовой О.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ Гольева С.Е.,
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 17 июня 2013 года,
по гражданскому делу по иску Министерства обороны РФ к Шелковину В.П., несовершеннолетней Шелковиной Е.В. (третьи лица: ФКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ", Отдел по охране прав детства по Промышленному району г. Ставрополя) о выселении без предоставления другого жилого помещения и встречному иску Шелковина В.П., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шелковиной Е.В. к Министерству обороны РФ, ФКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ" о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Министерство Обороны РФ обратилось в суд исковым заявлением к Шелковину В.П., несовершеннолетней Шелковиной Е.В. (третьи лица: ФКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ") о выселении без предоставления другого жилого помещения из квартиры N ... , расположенной по адресу: г. Ставрополь, улица ... , дом N ... По ходатайству представителя ответчика в ходе рассмотрения дела по существу в качестве третьего лица был привлечен Отдел по охране прав детства по Промышленному району г. Ставрополя.
В обоснование исковых требований истцом указанно, что сержант Шелковин В.П. проходил военную службу по контракту в должности заместителя командира взвода - командира отделения роты десантного обеспечения войсковой части 54801. В период службы ему на состав семьи: Шелковин В.П. и дочь - Шелковина Е.В., ... 1995 г.р., была предоставлена квартира по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , д. ... , кв. ... 5 января 2012 года ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации заключило с Шелковиным В.П. договор пользования жилым помещением N 04/314 с. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, на срок военной службы. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы. Таким образом, квартира была предоставлена ответчикам, в качестве служебного жилья на период прохождения Шелковиным В.П. военной службы. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 июля 2012 года N 1831 Шелковин В.П. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, согласно подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", с 18 июля 2012 года исключен из списков личного состава войсковой части, тем самым утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации, а соответственно и право пользования служебным жилым помещением. В соответствии со ст. 104 ЖК РФ, служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Согласно п. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Таким образом, с момента увольнения Шелковина В.П. из Вооруженных Сил РФ, договор найма служебного жилого помещения с ним прекращен с 18.07.2012 г. Согласно п. 2.2.9 договора наниматель обязан освободить жилое помещение в случае утраты права на заключение договора найма служебного жилого помещения. 19.12.2012 г. ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в адрес Шелковина В.П. (исх. N ЮЖ/04/31723) было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих прав проживания в специализированном жилищном фонде Минобороны РФ. До настоящего времени документы Шелковиным В.П. не представлены и служебное жилое помещение не освобождено. В соответствии с п.1. ст. 103 ЖК РФ, в случае расторжения или прекращения договора найма специализированного жилого помещения, к которым, согласно ст. 92 ЖК РФ, "относятся и служебные жилые помещения, граждане должны освободить занимаемые ими жилые помещения. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений. К исключительным категориям граждан, выселение которых без предоставления других жилых помещений не допускается, перечисленным в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, Шелковин В.П. и члены его семьи не относятся. В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, необеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Согласно выписки из приказа министра обороны РФ от 27.07.2012 г. N 1831 выслуга лет в Вооруженных Силах РФ В.П. Шелковина составила 8 лет 5 месяцев в календарном исчислении. Таким образом, права на обеспечение жильем от Министерства обороны РФ согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. Ж76-ФЗ "О статусе военнослужащих", В.П. Шелковин не имеет. В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Квартира, в которой проживают ответчики является собственностью Министерства обороны РФ, передана согласно приказа Министра обороны от 30.12.2011 г. N 2718 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" в оперативное управление ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... от 05.06.2012 г. Согласно п. "д" ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ст. 125 ГК РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Квартира, в которой проживают ответчики, является государственной собственностью Российской Федерации. Ответчики своими действиями нарушают права истца (Министерства обороны), в осуществлении своих законных прав по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы освобождаются от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, истец просил суд выселить Шелковина В.П., Шелковину Е.В. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , д. ... , кв. ... , без предоставления другого жилого помещения.
Шелковин В.П., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шелковиной Е.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ" о признании права собственности на квартиру N ... , расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , ... в порядке приватизации.
В обоснование иска истец указал, что 05 января 2012 года Федеральным государственным казенным учреждением "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с Шелковинным В.П. был заключен договор N 04/314с найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , дом N ... , кв. ... В качестве члена семьи нанимателя вселена дочь Шелковина Е.В. ... 1995 года рождения. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2004 г., с изм. от 15.06.2006 г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Аналогичное положение относительно военнослужащих содержит ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Согласно п. 6 данной статьи военнослужащие граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Гражданам, обеспечиваемым на срок военной службы служебными, помещениями по достижению общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно выписки из приказа Министра обороны РФ N 1831 от 27 июля 2012 года Шелковин В.П. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга в календарном исчислении составляет 8 лет 5 месяцев, в льготном исчислении 9 лет 8 месяцев. Обращение в Министерство обороны РФ и в Федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, а также в Федеральное государственное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ по вопросу передачи квартиры в собственность остались без ответа. Истцы проживают в предоставленном жилом помещении, расположенном по адресу:
г. Ставрополь, ул. ... , ... , кв. ... , своевременно производим текущий ремонт жилого помещения, оплачиваем жилищные, коммунальные и иные услуги за пользование жилым помещением, содержанию мест общего пользования, эксплуатации дома, его инженерных сетей и оборудования, придомовой территории, в том числе и санитарного состояния, что подтверждается справкой Управляющей компании "Доверие". Таким образом, Шелковин В.П. как собственник помещения в многоквартирном доме несет бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 39 ЖК РФ. Данные обстоятельства свидетельствуют, что между Шелковиным В.П. и ответчиком сложились правоотношения по пользованию спорным жилым помещением на постоянной основе. Фактически данная квартира предоставлена истцу на условиях социального найма. В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилому фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом. Согласно выписки из ЕГРП от 28 августа 2012 г. собственником спорной квартиры является Российская Федерация, права которой зарегистрированы в установленном законом порядке. Следовательно, квартира N ... по ул. ... , ... в
г. Ставрополе является государственным жилищным фондом. Согласно справок ГУП СК "Крайтехинвентаризация" N Н-4612, Н-4613 от 20.09.2012 г. истцы в картотеке собственников не зарегистрированы. В силу ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения один раз. Согласно справки МУП "Жемчуг", право бесплатной приватизации в г. Ставрополе не использовано. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную или долевую. Как указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ N 14 от 02 июля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", всеобщей декларацией прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище (ст. 25). Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных павах (ст. 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии выбора человеком места жительства. Право гражданина на жилище и право иметь имущество в собственности установлено статьями 35, 40 Конституции РФ. Кроме того, основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены Жилищным кодексом РФ. В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской федерации, нормативных актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ. Соответственно наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс РФ. На основании ст. 62 ЖК РФ спорное жилое помещение может быть предметом договора социального найма, соответственно и предметом договора приватизации. Учитывая вышеизложенное, следует, что спорная квартира не является служебным жилым помещением, и в отношении данного жилого помещения не соблюден порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. При этом в соответствии с положениями Пленума Верховного суда РФ N 14 от 02.07.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в п. 41 указано, что при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее, что к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92-98 ЖК РФ. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (служебным, общежитием, жильем для временного помещения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. Решения об отнесении квартиры N ... по ул. ... , ... г. Ставрополя к специализированному жилому фонду не принималось, соответственно государственная регистрация такого решения не осуществлялась. Следовательно, квартира N ... по ул. ... , ... г. Ставрополя является ведомственным жилищным фондом, запрета на приватизацию которого не имеется. Несвоевременное отнесение Министерством обороны РФ спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду не может являться условием краткосрочности возникшего жилищного правоотношения, а значит ограничивать нас истцов в праве на приватизацию. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены Жилищным кодексом РФ. Права и обязанности участников жилищных правоотношений определяются исходя из требований разумности и добросовестности (ст. 7ЖКРФ). С учетом изложенного истец считает, что между истцами и ответчиком возникли правоотношения по пользованию жилым помещением на постоянной основе, фактически жилое помещение предоставлено на условиях социального найма. Поскольку граждане Российской Федерации равны перед законом, при разрешении данного спора просит не применять положения закона РФ "О статусе военнослужащих" о порядке и условиях обеспечения жильем военнослужащих, а применить общие положения Жилищного кодекса РФ и Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст. 12 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется путем признания права.
На основании изложенного, истец просил суд признать за ними Шелковинным В.П., Шелковиной Е.В. по 1/2 доли в праве собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру N ... , дома ... по улице ... г. Ставрополя, общей площадью 52 кв.м. Прекратить право собственности на квартиру N ... дома N ... по ул. ...
г. Ставрополя за Российской Федерацией.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 17 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к Шелковину В.П., несовершеннолетней Шелковиной Е.В. о выселении - отказано.
Исковые требования Шелковина В.П., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шелковиной Е.В. к Министерству обороны РФ - удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Гольев С.Е. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях относительно жалобы.
Так, доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ сводятся к тому, что суд при вынесении решения не учел тот факт, что спорная квартира предоставлялась Шелковину В.П. как военнослужащему на период прохождения службы. При этом законодательством установлено, что военнослужащие и члены их семей могут быть обеспечены жилыми помещениями на основании договоров социального найма, только в прямо предусмотренных Федеральным законом N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" случаях и при соблюдении определенных законом условий (состоять на учете, быть признанным нуждающимся в жилье, выслуга и льготные основания увольнения). Однако исходя из сведений о календарной выслуге Шелковина, а также из того обстоятельства, что отсутствуют доказательства постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилье и включения в реестр военнослужащих, имеющих право и нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, правовых оснований для получения жилья в собственность у Шелковина В.П. и членов его семьи не имеется.
Как установлено судом и видно из материалов дела, что согласно приказу Министра обороны РФ N 1831 от 27 июля 2012 года сержант, заместитель командира взвода-командира отделения роты десантного обеспечения войсковой части 54801 Шелковин В.П. уволен с военной службы с зачислением в запас, выслуга лет в календарном исчислении составила - 8 лет 5 месяцев, в льготном исчислении - 9 лет 8 месяцев. С 18 июля 2012 года Шелковин В.П. исключен из списков личного состава войсковой части 54801 и всех видов обеспечения (л.д. 15).
Из материалов дела также усматривается, что 05 января 2012 года между ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ и Шелковинным В.П. был заключен договор пользования жилым помещением (л.д. 68), по условиям которого ФГКУ передало Шелковину В.П. и его дочери Шелковиной Е.В. за плату во временное пользование в целях проживания жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закрепленное за Минобороной России, которое состоит из 2-х комнат, площадью 52 кв.м. по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , д. ... , кв. ...
Отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ и признавая за Шелковинным В.П. право собственности на спорную квартиру, суд первой инстанции руководствовался положениями Конституции РФ, ст.ст. 3, 19, 49, 60, 63,69 ЖК РФ, нормами Закона N 1541-1 от 04.07.1991 года "О приватизации" и сослался на то обстоятельство, что Министерство обороны не представило доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке отнесено к специализированному жилому фонду, правообладателем указанного жилого объекта является Российская Федерация, квартира относится к федеральному жилищному фонду и может быть объектом приватизации. Кроме того суд указал, что Шелковин В.П. обращался ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" с заявлением о заключении договора передачи спорного жилья в его собственность и поскольку ответа ему не поступило, Шелковин В.П. не может реализовать свое право на приватизацию жилья без судебного решения.
Однако с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ (ред. 25.11.2013 года) от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ).
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 20.07.2004 N 71-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 298-ФЗ).
Исходя из диспозиции данной нормы Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" необходимым условием для предоставления и возможности получения жилья военнослужащим является продолжительность их службы 10 лет и более.
Поскольку Шелковин В.П. в 2012 году был уволен с военной службы по достижении предельного возраста и продолжительность его военной службы менее 10 лет, то права на предоставление в собственность жилого помещения он не имеет.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности требований Министерства обороны РФ о выселении Шелковина В.П. и Шелковиной Е.В. из квартиры N ... по адресу:
г. Ставрополь, ул. ... , д. ...
Спорная квартира была передана ФГУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Шелковину В.П. во временное пользование на основании договора N 04/314с от 05 января 2012 года (л.д. 68). Пунктом 2.2.9 данного договора предусмотрены основания для освобождения занимаемого жилого помещения (л.д. 12, 68).
Согласно единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорная квартира ... по адресу г. Ставрополь, улица ... , д. ... находится в оперативном управлении "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ N 754 от 31 марта 2012 года жилые помещения, закрепленные на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, включены в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Поскольку Шелковин В.П. уволен в запас по достижению предельного возраста и у него отсутствует требуемая законом выслуга военной службы, он утрачивает право на заключение договора социального найма, следовательно, по условиям договора N 04/314с от 05.01.2012 года обязан освободить жилое помещение (л.д. 12).
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 17 июня 2013 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Министерства обороны РФ к Шелковину В.П., Шелковиной Е.В. о выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Выселить Шелковина В.П., Шелковину Е.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: город Ставрополь, улица ... , д. ... , кв. ... без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении встречного иска Шелковина В.П., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Шелковиной Е.В. к Министерству обороны РФ, ФКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ" о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.