Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
судей краевого суда Переверзевой В.А., Калединой Е.Г.
при секретаре Б.И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе директора филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Буденновском районе Н.И. Т. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя Будённовского межрайонного прокурора к ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании несоответствующими требованиям федерального законодательства действий филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Будённовском районе по начислению оплаты за объём потреблённого газа по нормативам потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам жилых помещений в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа,
заслушав доклад судьи Гедыгушева М.И.
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Будённовского межрайонного прокурора обратился в суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании несоответствующими требованиям федерального законодательства действий филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Будённовском районе по начислению оплаты за объём потреблённого газа по нормативам потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам жилых помещений в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, в котором просил обязать ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам, расположенным на территории Будённовского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потреблённого газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа; признать несоответствующими требованиям федерального законодательства действия Будённовского филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по начислению по окончании отопительного периода объёмов потреблённого газа по нормативу потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам (правообладателям) жилых помещений, которым в течении предшествующего отопительного периода начислены потреблённые объемы газа на отопление жилых помещений, при условии, что начисленные объёмы газа, потреблённого в течении предшествующего отопительного периода, определялись но прибора учёта газа.
Свои требования мотивировал тем, что в июле-августе 2013 года в Будённовскую межрайонную прокуратуру поступило 27 обращений граждан о нарушении их прав и законных интересов ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь".
В соответствии с пп. "в" п. 25 Правил N 549 определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа при соблюдении ряда обязательных условий одно из которых - не наступил срок проведения очередной поверки, определяемый с учётом периодичности её проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.
В ходе проведённой проверки установлено, что Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" до 01.05.2013 для определения поставленного объёма газа принимались к учету показания приборов учета газа срок государственной поверки которых истёк, вплоть до момента проведения государственной поверки указанных приборов учета газа.
Так, согласно информации филиала ООО "Газпром Ставрополь в Будённовском районе от ... N ... на 01.05.2013 срок государственной поверки приборов учета газа 4001 абонента истёк, в том числе в 2010 году истёк срок поверки приборов учёта 2916 абонентов, в 2011 году - 494 абонентов, в 2012 - 417 абонентов, в 2013 - 174 абонентов.
01.05.2013 года Будённовский филиал ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" прекратил принимать к учету показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потребленного газа указанными абонентами (применяющих для учета поставленного газа приборы учёта срок поверки которых истек) осуществляется Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по нормативам потребления.
Таким образом, в период с 01.05.2013 по настоящее время объём газа потреблённого указанными выше 4001 абонентом определяется по нормативам потребления газа, в том числе на отопление жилых помещений. Объём начисленного газа на отопление жилых помещений по окончании отопительного периода указанным выше 4001 абонентам с 01.05.2013 по настоящее время составляет 6 761 889 куб. м газа, что сопоставимо с объёмом газа, потреблённым указанными абонентами в течении отопительного периода, определенным по показаниям прибора учета газа.
Следовательно, до 01.05.2013 Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" нарушались требования пп. "в" п. 25 Правил N 549.
Недобросовестные действия Будённовского филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" ввели в заблуждение абонентов Будённовского филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в части порядка исчисления объёма потребленного газа в период, следующий за моментом истечения интервала государственной поверки приборов учёта газа.
В соответствии с пп. "г" п. 22, пп. "б" п. 35 Правил N 549 поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ; объём потреблённого газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа при использовании газа для отопления жилых помещений, в расчётном периоде рассчитывается как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей.
Отапливаемая площадь есть величина постоянная, следовательно, при изменении способа учёта газа, со способа при котором объём потребленного газа определяется по приборам учёта на способ, при котором определение объёма потребленного газа определяется по нормативам потребления, существенно изменяется размер оплаты за газ.
При таких обстоятельствах, применяя положения пп. "г" п. 22 Правил N 549, ст. 7 ЖК РФ, ч. 3 ст. 11 ГК РФ считает, что в случае изменения способа определения потреблённого (поставленного) объёма газа (далее - изменение учета), в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на определение по нормативам потребления ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" обязано заблаговременно уведомлять абонентов об изменении учёта способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления.
В соответствии со ст. 32 "Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549), при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 20.12.2006 N 173-п "О нормативах потребления газа населением Ставропольского края" норматив потребления газа населением Ставропольского края для отопления жилых помещений от индивидуальных газовых приборов при отсутствии приборов учёта газа составляет 8,2 кубических метров газа на 1 кв. м отапливаемой площади. Годовой объём газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, составляет 98,4 кубических метра.
Исходя из вышеизложенного, и принимая во внимание тот факт, что коммунальная услуга - поставка газа на отопление жилых помещений, потребляется собственниками жилых помещений только в течение отопительного периода, разбивка норматива потребления газа на 12 месяцев года при установлении норматива связана с необходимостью снижения единовременной нагрузки по содержанию жилых помещений для собственников указанных помещений.
В результате, оплата за потреблённую в течение отопительного периода коммунальную услугу по газоснабжению на отопление жилых помещений (далее Услуга на отопление) равномерно распределяется на период года, в котором коммунальная услуга на отопление фактически не предоставляется, что оптимизирует структуру расходов собственников на содержание жилых помещений и снижает бремя содержания жилых помещений.
Однако, применение подобного подхода целесообразно только в случае если собственник жилого помещения в течение отопительного периода потребляет Услугу на отопление, применяя такой способ определения потребленного объёма газа как определение по нормативам потребления газа населением.
Тогда как, в случае, если собственник жилого помещения в течение отопительного периода потребляет Услугу на отопление, применяя способ определения потреблённого объёма газа по показаниям прибора учета газа, взимание по окончании отопительного периода платы с такого собственника по нормативам на отопление жилых помещений приводит к двойной оплате одной и той же указанной коммунальной услуги.
Правовой акт, регламентирующей порядок поставки природного газа для коммунальных нужд граждан (Правила N 549), не содержит положений о порядке определения начала и окончания отопительного периода.
Вместе с тем жилищное законодательство содержит положения о порядке определения начала и окончания отопительного периода. В связи с чем, исходя из смысла ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, п. 5. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, по аналогии закона, к отношениям, связанным с поставкой газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, применимы следующие нормы: в случае непринятия собственниками жилых домов решения о начале и окончании отопительного периода отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из вышеизложенного, начисление объёмов потреблённого газа и взимание платы Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" за потребление газа на отопление по нормативам потребления по окончании отопительного периода с абонентов-собственников (правообладателей) жилых помещений, оплативших объём потребленного газа на отопление, определяемый в течение отопительного периода по показаниям прибора учета газа, противоречит указанным положениям жилищного и гражданского законодательства, а также требованиям разумности и справедливости.
Распоряжением главы администрации Будённовского муниципального района N ... от 19.04.2013 отопительный сезон 2012-2013 прекращается 26.04.2013 г.
01.05.2013 года Будённовский филиал ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" прекратил принимать к учёту показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потреблённого газа указанными абонентами (применяющих для учёта поставленного газа приборы учёта срок поверки которых истек) осуществляется Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по нормативам потребления.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2013 года исковые требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда, директор филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Буденновском районе Н.И. Т. подал апелляционную жалобу, в которой, указывая на незаконность и необоснованность решения просил его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления заместителя Буденновского межрайонного прокурора.
Мотивировал доводы жалобы тем, что при отсутствии у потребителя приборов учёта газа объём потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. В случае пропуска абонентом срока межповерочного интервала объем потребляемого газа должен определяться на основании установленных нормативов потребления, исходя из количества проживающих лиц, размера отапливаемой площади, количества и марок установленных газовых приборов с момента истечения последней действующей государственной поверки. Указывает, что на потребителях, как собственниках и пользователях газового оборудования, лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерения - счетчика газа, а также своевременному предоставлению счетчика на поверку. Вывод суда о том, что на поставщике газа лежит обязанность уведомления абонентов об окончании срока поверки способом, подтверждающим его получение, является необоснованным.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Как достоверно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" заключило с гражданами, проживающими на территории Ставропольского края (в т.ч. и в Будённовском районе) публичный договор газоснабжения по присоединенной сети. Договор был опубликован в газете "Ставропольская правда" от 18.01.2007 года.
В п. 3.4.9 Договора указано, что потребитель обязан выполнять обязанности, предусмотренные действующими нормативными актами, а также настоящим договором.
Согласно п. 3.4.3 Договора, Потребитель обязан в целях учета газопотребления использовать счётчики, которые имеют соответствующий сертификат Госстандарта России об утверждении его типа и прошедшие в установленном порядке государственную поверку. Потребитель обязан осуществлять контроль за работой установленного у него в жилище счетчика.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком, в ходе проведённой Будённовской межрайонной прокуратурой проверки было установлено, что Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" до 01.05.2013 года для определения поставленного объёма газа принимались к учёту показания приборов учёта газа срок государственной поверки которых истёк, вплоть до момента проведения государственной поверки указанных приборов учета газа.
Согласно информации филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь в Будённовском районе от ... N ... на 01.05.2013 срок государственной поверки приборов учёта газа 4001 абонента истёк, в том числе в 2010 году истёк срок поверки приборов учёта 2916 абонентов, в 2011 году - 494 абонентов, в 2012 - 417 абонентов, в 2013 - 174 абонентов.
01.05.2013 года Будённовский филиал ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" прекратил принимать к учёту показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потребленного газа указанными абонентами (применяющих для учета поставленного газа приборы учёта срок поверки которых истек) осуществляется Будённовским филиалом ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по нормативам потребления.
Согласно информации администрации Будённовского муниципального района и распоряжений главы администрации Будённовского муниципального района, отопительный сезон 2012- 2013 годов был начат 15.10.2012 г. и прекращён 15.04.2013 г., но в связи с понижением среднесуточной температуры наружного воздуха был продлён для детских дошкольных учреждений с 21 по 26.04.2013 г.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" издало Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила).
Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения.
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" в статье 18 предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа.
Согласно пункту 5 Правил обязательство по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Данное требование правил соответствует статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает заключение договора газоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Из содержания данной нормы следует, что законодатель допускает иное правовое регулирование по возложению обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей по договору поставки газа для бытового потребления, когда стороной по договору выступает гражданин. Правительство Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование отношений по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, предусмотрело возложение обязанности по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа на заявителя, если иное не установлено договором, что предусмотрено пунктом 12 Правил.
В соответствии с пп. "а" п. 21 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
Пунктом 2.12 "Правил учета газа", утвержденных Минтопэнерго РФ 14.10.1996, зарегистрированных в Минюсте РФ 15.1119.96 N 1198) предусмотрено, что счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в государственный реестр средств измерений и поверены в органе Государственной метрологической службы.
Согласно п. 3.1 Порядка проведения проверки средств измерений, утвержденных Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 N 125, пп. "в" п. 21 "Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки предоставление прибора учета газа для проведения проверки.
В соответствии с пунктами 24-32 "Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" N 549 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011N 354, от 14.05.2013 N 410), при наличии приборов учёта газа определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа, если срок проведения очередной поверки этого прибора не наступил. При отсутствии у потребителя приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Довод жалобы заявителя о том, что утверждение суда, что на поставщике газа лежит обязанность уведомления абонентов об окончании срока поверки способом, подтверждающим его получение, является необоснованным, судебная коллегия считает неверным, при этом районный суд правомерно сослался на п. 3.1.4 типового договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, согласно которому поставщик обязан уведомлять в установленном договоре порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ, правомерно указав, что в случае изменения способа определения потреблённого (поставленного) объёма газа в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на определение по нормативам потребления, именно на Будённовском филиале ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" лежит обязанность заблаговременно уведомлять абонентов об изменении учёта способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать, что работы по установке и снятию приборов учета газа, в связи с опасностью проведения данных работ, осуществляется специализированной организацией, имеющей лицензию на производство таких работ, при обязательном присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб. Как следует из пояснений представителя ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" копия паспорта счетчика, в котором указывается межпроверочный интервал, приобщается к делу и хранится у поставщика газа, в связи с чем, на ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" филиал в Будённовском районе лежит также обязанность следить и заблаговременно извещать потребителей газа о необходимости периодической поверки приборов учета количества потребляемого газа, самостоятельно представить указанный прибор учета на поверку потребитель не имеет права.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о надлежащем извещении потребителей газа о необходимости проведения поверки приборов учета суду не представлено.
Кроме того, судебная коллегия считает, что ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Буденновском районе не доказан факт обоснованности начисления платы за газ в период прекращения отопительного сезона по норме включая в плату вид использования газа на отопление жилых помещений по норме 8,2 кубических метров газа на 1 кв. м отапливаемой площади, руководствуясь Постановлению Правительства Ставропольского края от 20.12.2006 N 173-п "О нормативах потребления газа населением Ставропольского края", что повлекло за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного числа лиц.
Пунктом 38 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21 июля 2008 г. N 549, указано, что объем потребленного газа при использовании его по нескольким видам потребления рассчитывается путем суммирования объемов потребленного газа, использованного по каждому виду потребления.
При этом районным судом правомерно указано на то, что пунктом 33 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21 июля 2008 г. N 549, предусмотрено, что нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления:
а) приготовление пищи;
б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты);
в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах;
г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках домовладений;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)
д) содержание в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы. Таким образом, законодатель разделил нормы потребления газа на разные цели, выделив отопление жилых помещений в отдельном пункте.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Каких-либо нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденновского городского суда от 15 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.