Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.,
судей Меньшова С.В., Савина А.Н.,
с участием секретаря судебного заседания Марусич А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Ивановской Ж.М. на решение Железноводского городского суда от 27 сентября 2013 года,
по исковому заявлению Тимонина А.В. к Северо-Кавказскому филиалу ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании незаконным решения комиссии и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Тимонин А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в его обоснование, что с 26 февраля 2001 года и по настоящее время он работает спасателем в системе по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С указанного времени он состоит на учёте для получения служебного жилья. Протоколом заседания жилищной комиссии Северо-Кавказского региона ПСО МЧС России от 15 июня 2011подтверждено, что он был принят на учёт очередников на получение служебного жилья с момента подачи заявления, то есть с 26 февраля 2001 года. Решением комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 10 июля 2013 года он снят с учёта для обеспечения служебными жилыми помещениями со ссылкой на ч.1 ст. 31, ч. 2 ст. 99 ЖК РФ.
Истец просил суд признать незаконным и отменить указанное решение комиссии о снятии его с учёта подлежащих обеспечению служебными помещениями и взыскать с ответчика в его пользу в счёт компенсации морального вреда 10000 рублей.
Обжалуемым решением суда признано незаконным и отменено решение комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 10 июля 2013 года о снятии истца с учёта лиц, подлежащих обеспечению служебными помещениями. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей судом отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Северо-Кавказский филиал ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истец принят на учёт лиц, подлежащих обеспечению служебными помещениями с 2011 года, поскольку есть его заявление об этом. Полагает, что решение комиссий о снятии истца с учёта лиц, подлежащих обеспечению служебными помещениями, является законным, поскольку он является членом семьи собственников жилого помещения и обеспечен жильём в ближайшем к месту работы населённом пункте.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец Тимонин А.В. просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Исследовав материалы дела, заслушав полномочного представителя ответчика по доверенности Грошеву Ж.М., просившую решение суда отменить, а доводы апелляционной жалобы удовлетворить, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Судом правильно определён характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применён и истолкован верно. Существенных нарушений процессуальных норм не допущено. В соответствии со ст.ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу заседания жилищной комиссии Северо-Кавказского региона ПСО МЧС России от 15июля 2011 года истец Тимонин А.В. принят на учёт очередников на получение служебного жилья с момента подачи заявления, то есть с 26 февраля 2001 года (л.д. 19-20).
Решением комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 10 июля 2013 года Тимонин А.В. снят с учёта для обеспечения служебными жилыми помещениями со ссылкой на ч. 1 ст. 31, ч. 2 ст. 99 ЖК РФ по тем основаниям, что он является членом семьи собственников жилого помещения и обеспечен жилым помещением в ближайшем к месту работы населённом пункте (л.д. 4).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Обжалуемым решением суда отказано в удовлетворении исковых требований Тимонина А.В. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере ... рублей. В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Частично удовлетворяя исковые требования истца, признавая незаконным и отменяя решение комиссии о снятии его с учёта лиц, подлежащих обеспечению служебным помещением, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ответчик снял истца с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении не по основаниям, изложенным в ст. 56 ЖК РФ.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В развитие названных конституционных положений жилищным законодательством установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 57).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 151-ФЗ от 02 июля 2013 года "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством РФ, за счёт государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке.
Условия и порядок реализации прав на жилище спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов власти.
Приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 6 утверждён Порядок учёта в системе МЧС России спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении им жилых помещений, разделом II которого урегулирован порядок учёта спасателей МЧС России, нуждающихся в служебных жилых помещениях, и предоставление им служебных жилых помещений.
Согласно п. 15 Порядка спасатели МЧС России, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; выезда на место жительства в другое муниципальное образование; получения от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные вышеуказанной статьёй.
Как следует из оспариваемого истцом решения комиссии, он снят с учёта для обеспечения служебными жилыми помещениями по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 31, ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, в связи с тем, что является членом семьи собственников жилого помещения и обеспечен жилым помещением в ближайшем к месту работы населённом пункте.
Однако такие основания не предусмотрены ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ответчик снял истца с учёта подлежащих обеспечению служебными помещениями по основаниям, не предусмотренными законом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железноводского городского суда от 27 сентября 2013 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.