Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,
судей Берко А.В., Луневой С.П.,
с участием прокурора Дерда Н.М., представителя ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности N ... от ... года Шафоростова Д.Ю.,
при секретаре Сухомлиновой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ОАО "Теплосеть" по доверенности Н.В. Молодых, представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя по доверенности В.В. Москового на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 30 июля 2013 года, по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Ставрополя к ОАО "Теплосеть" в порядке требований ст. 45 ГПК РФ, а именно, о признании незаконным бездействия, обязании создать топливно-резервные хозяйства и необходимый запас резервного топлива для котельных,
заслушав доклад судьи Берко А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ленинского района г..Ставрополя обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению генерального директора ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" Романова Н.Н. о нарушениях законодательства о газоснабжении ОАО "Теплосеть" и по иным вопросам. В соответствии со ст. 18 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 г..N 69-ФЗ поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального Закона. Проверкой установлено, что ... г..между ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" и ОАО "Теплосеть" заключен договор поставки газа N ... Согласно п. ... договора поставщик (ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь") обязуется поставлять с ... г..по ... г..газ горючий природный и/ или горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель (ОАО "Теплосеть") обязуется принимать и оплачивать его. Пунктом ... договора поставки газа установлены объёмы (тыс. м.3) в точках подключения, то есть котельных, в том числе расположенных на территории района: котельная N ... (пр. ... ), N ... (ул. ... ), N ... ( ... ) в г..Ставрополе. В соответствии с п. ... договора покупатель обязуется обеспечить наличие и готовность к работе резервных топливных хозяйств, а также переход на резервные виды топлива, альтернативные газу. Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ОАО "Теплосеть" не обеспечено наличие и готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе в котельных N ... (пр. ... ), N ... (ул. ... ), N ... (ул. ... ) в г..Ставрополе, расположенных на территории района.
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, которые обязательны для юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа. На основании пункта 27 Правил для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом. Подпункт "д" пункта 49 Правил предусматривает, что в целях эффективного и рационального использования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующие оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе. В силу пункта 50 Правил обязанности по обеспечению их соблюдения возлагаются на руководителей организаций. Резервное (аварийное) топливо - топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа (мазут, уголь).
Резервное топливное хозяйство - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива. В соответствии с п. 19 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г..N 162 (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.12.2005 N 738), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения; указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральное производственно-диспетчерское управление Российского акционерного общества "Газпром". Такие указания являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа. Согласно п. I Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 16.12.2002 г..N 448, обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются Графиком перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях" (График N 1) "Графиком ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии" (График N 2).
Графики разрабатываются региональными газовыми компаниями, газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы. В соответствии с п.4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г..N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного в соответствии с нормативами. Таким образом, эксплуатация котельной при отсутствии резервного топлива хозяйства и резервного топлива является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов. Согласно положениям п. п. 1, 39 Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 4 сентября 2008 года N 66 (далее инструкция) норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при возможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива, для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной сжигающей или имеющей в качестве явного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Согласно требований п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N170 от 27 сентября 2003 г.., готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. В случае аварий на газотранспортных и определительных системах, а также в периоды похолодания в зимнее время, отсутствие топлива и резервного топливного хозяйства может привести к выходу из строя объектов жизнеобеспечения и возникновению чрезвычайной ситуации в г..Ставрополе. Так, к сетям указанных котельных подключены жилые дома и социально значимые объекты. Отсутствие резервного (аварийного) топлива является недопустимым и в случае приостановки подачи газа отдельным потребителям неминуемо создаст угрозу жизни и здоровью граждан, повлечет техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды и нанесение существенного ущерба экономике города. Данные последствия повлекут за собой нарушение прав и законных интересов значительного числа граждан.
Установлено, что письмом Сводного отдела топливно-энергетических ресурсов, балансов и планов распределения Государственного планового комитета СССР от 01.12.1987 г..разрешено использование природного газа в котельной по пр. ... в г..Ставрополе с ... года. В качестве резервного топлива на данной котельной указан топочный мазут. Этим же письмом разрешено использование природного газа в котельной по пр. ... в г..Ставрополе с ... года. В качестве резервного топлива (указан топочный мазут. Согласно письму Минэкономразвития России от 16.10.2009 г..N 17315-АК/Д18 разрешено увеличение использования природного газа реконструируемым топливо потребляющим оборудованием котельных ОАО "Теплосеть" в г..Ставрополе: котельной по ул. ... (3 котла КВГМ-20, 1 котел КВГМ-К общей мощностью 81,41 МВт) с 20, 9 тыс. тонн условного топлива в год, установленных письмом Госплана СССР от 01.12.1987 г..N 13/93-4495, до 22, 83 тыс. тонн в год, начиная с ... г..; котельной по ул. ... (3 котла ТВГ-8, 1 котел КВГ-7, 56-150, общей мощностью 35,47 МВт) с 8,12 тонн условного топлива в год, установленных (письмом Госплана РСФСР от 28 мая 1982 г..N 16/788, до 11,05 тыс. тонн в год, начиная с ... года. В качестве резервного топлива для указанных котельных сохранен топочный мазут. Согласно информации, представленной ОАО "Теплосеть" в соответствии с требованиями Инструкции об организации в (Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ N 66 от 04.09.2008 г.., для обеспечения потребности котельных топливом на 5 суток и с учетом не сливаемого остатка в емкостях резервного топливного хозяйства должны находиться следующие запасы топлива: Котельная по ул. ... , 153-817 тонн, Котельная по ул. ... , 324 - 306 тонн, Котельная по пер. ... , 24 - 494 тонны.
Однако, в котельных N ... (пр. ... ), N ... (ул. ... ), N ... (ул. ... ) в г..Ставрополе отсутствует резервно-топливное хозяйство, а также не обеспечено наличие резервного топлива для котельной. В целях недопущения вышеуказанных последствий, прокурор вынужден обратиться с иском в суд для защиты прав и законных интересов неопределённого лиц, что не противоречит требованиям ст. 45 ГПК РФ, поскольку, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации свобод и законных интересов граждан неопределённого круга лиц, а также муниципального образования прокурор действует в рамках полномочий, представленных законом, для предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, просил суд признать незаконным бездействие ОАО "Теплосеть", администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя по несозданию топливно-резервных хозяйств и необходимого запаса резервного топлива для котельных N ... (пр. ... ), N ... (ул. ... ), N ... (ул. ... ) в г. Ставрополе, обязать ОАО "Теплосеть", администрацию г. Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя создать топливно-резервные хозяйства и необходимый запас резервного топлива для котельных N ... (пр. ... ), N ... (ул ... ), N ... (ул. ... ) в г. Ставрополе до ... г.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 30 июля 2013 года исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Ставрополя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО "Теплосеть" по доверенности Н.В. Молодых считает, что судом принято решение, которое не соответствует требованиям действующего законодательства и является неисполнимым, судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, создание топливно-резервного хозяйства предполагает строительство, однако, ОАО "Теплосеть" не является собственником котельных, а арендует их у муниципального образования. Выполнить указания суда в установленный двухмесячный срок апеллянт также полагает невозможным, и возможность создания объектов судом не исследовалась. Просит обжалуемое решение районного суда отменить, принять по делу новое решение, которым определить ответственность каждого из ответчиков с учетом реальных сроков исполнения решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу стороны ответчика ОАО "Теплосеть" помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя И.В. Ромащенко просит решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 30 июля 2013 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу, - без удовлетворений.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя по доверенности В.В. Московой указывает, что ответчик с состоявшимся решением районного суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, город Ставрополь не располагает эстакадой для приема мазута. Просит обжалуемое решение районного суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора Ленинского района г. Ставрополя отказать в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по доверенности О.Г. Шабельникова полагает доводы, указанные в апелляционных жалобах представителя ОАО "Теплосеть" - Н.В. Молодых и представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя по доверенности В.В. Москового, необоснованными, просит их отклонить, обжалуемое решение районного суда оставить без изменений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, заслушав представителя ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Шафоростова Д.Ю., поддержавшего требования апелляционных жалоб, просившего их удовлетворить, прокурора Дерда Н.М., не признавшую требования апелляционных жалоб, просившую решение районного суда оставить без изменений, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Районный суд при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда, в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы, установили, что прокуратурой района проведена проверка по обращению генерального директора ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" Романова Н.Н. о нарушениях законодательства о газоснабжении ОАО "Теплосеть" и по иным вопросам, согласно которой следует, что ... г. между ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" и ОАО "Теплосеть" заключен договор поставки газа N ... , согласно п. ... которого поставщик (ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь") обязуется поставлять с ... г. по ... г. газ горючий природный и/ или горючий природный сухой отбензиненный газ, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель (ОАО "Теплосеть") обязуется принимать и оплачивать его.
Пунктом ... договора поставки газа установлены объёмы (тыс. м.3) в точках подключения, то есть котельных, в том числе расположенных на территории района: котельная N ... (пр. ... ), N ... (ул. ... ), N ... ( ... ) в г. Ставрополе.
В соответствии с п. ... договора покупатель обязуется обеспечить наличие и готовность к работе резервных топливных хозяйств, а также переход на резервные виды топлива, альтернативные газу.
Прокурорской проверкой также установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ОАО "Теплосеть" не обеспечено наличие и готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе в котельных N ... (пр. ... ), N ... (ул. ... ), N ... (ул. ... ) в г.Ставрополе, расположенных на территории района.
В соответствии с п. ... Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. 317, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе, как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом.
Согласно п. п. 1, 2 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 16 декабря 2002 г. N 448, обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются "Графиками перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях", которые разрабатываются региональными газовыми компаниями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы. В "Графики перевода" включаются все организации, обязанные иметь резервные топливные хозяйства согласно установленным им топливным режимам.
Письмом Сводного отдела топливно-энергетических ресурсов, балансов и планов распределения Государственного планового комитета СССР от ... г. разрешено использование природного газа в котельной по пр. ... в г. Ставрополе с ... года. В качестве резервного топлива на данной котельной указан топочный мазут.
Согласно письму Минэкономразвития России от 16.10.2009 г. N 17315-АК/Д18 разрешено увеличение использования природного газа реконструируемым толивопотребляющим оборудованием котельных ОАО "Теплосеть" в г. Ставрополе: котельной по ул. ... (3 котла КВГМ-20, 1 котел КВГМ-К общей мощностью 81,41 МВт) с 20, 9 тыс. тонн условного топлива в год, установленных письмом Госплана СССР от 01.12.1987 г. N 13/93-4495, до 22, 83 тыс. тонн в год, начиная с ... г.; котельной по ул. ... (3 котла ТВГ-8, 1 котел КВГ-7, 56-150 общей мощностью 35,47 МВт) с 8,12 тонн условного топлива в год, установленных письмом Госплана РСФСР от 28 мая 1982 г. N 16/788, до 11,05 тыс. тонн в год, начиная с ... года.
В качестве резервного топлива для указанных котельных сохранен топочный мазут.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.
Пункт 27 настоящих Правил в редакции, действовавшей до 17 августа 2013 года, то есть на день принятия судом решения, устанавливал, что для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом.
С 17 августа 2013 года пункт 27 настоящих Правил действует в новой редакции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 679), в соответствии с которой для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются наличие запасов топлива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, а также наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе.
В соответствии с требованиями подпунктов "б", "г", "д", "з" пункта 49 настоящих Правил организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны содержать в исправном техническом состоянии газоиспользующее и вспомогательное оборудование, обеспечивать учет резервного топлива, готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, обеспечивать техническое обслуживание и ремонт газоиспользующего оборудования.
При этом в соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 49 настоящих Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 679) организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В соответствии с пунктом 4.1.1 настоящих Правил эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с пунктом 11.9 настоящих Правил энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Исходя из этих нормативных положений, ОАО "Теплосеть", осуществляющее эксплуатацию котельной, топливным режимом которой предусмотрено использование резервного топлива, обязано иметь резервное топливное хозяйство, нормативные запасы резервного топлива, а также обязано обеспечить готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном топливе. Иное свидетельствует о незаконном бездействии энергоснабжающей организации.
В соответствии с п. п. 1, 2 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 16 декабря 2002 г. N 448 ответчик ОАО "Теплосеть" обязан переходить на использование предусмотренных его топливным режимом резервных видов топлива при похолоданиях и аварийных ситуациях.
Согласно информации, представленной ОАО "Теплосеть" в соответствии с требованиями Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ N 66 от 04.09.2008 г., для обеспечения потребности котельных топливом на 5 суток и с учетом не сливаемого остатка в емкостях резервного топливного хозяйства должны находиться следующие запасы топлива: Котельная по ул. ... , 153-817 тонн, Котельная по ул. ... , 324 - 306 тонн, Котельная по пер. ... , 24 - 494 тонны.
Однако, вышеперечисленные требования нормативных правовых актов ответчиком ОАО "Теплосеть" не выполняются, в котельных N ... (пр. ... ), N ... (ул. ... ), N ... (ул. ... ) в г. Ставрополе отсутствует резервное топливное хозяйство, а также не обеспечено наличие резервного топлива для котельной.
Невозможность перехода на использование резервного топлива при похолоданиях и аварийных ситуациях повлечет нарушение прав других потребителей газа, в том числе, коммунально-бытовых организаций и населения, в связи со снижением давления поставляемого газа и соответственно, невозможностью обеспечивать надлежащее отопление жилых домов. Действия ответчика, независимо от возможности применения к нему поставщиком природного газа принудительных мер по его отключению и ограничению, должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов и не создавать угрозу нарушения прав других лиц.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку бездействие ответчика ОАО "Теплосеть" и других соответчиков по созданию резерва топлива - топочного мазута, противоречит требованиям указанных выше нормативных актов и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Ставрополя, а угроза нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с бездействием ответчика является основанием для судебной защиты этих прав в соответствии со ст. 12 ГК РФ. Предъявленный прокурором иск направлен на защиту прав граждан и правомерно предъявлен им в рамках полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ и Законом РФ "О прокуратуре в РФ".
Доводы апелляционных жалоб о том, что вывод суда о необходимости создания в котельной резервного топливного хозяйства не соответствует обстоятельствам дела, основан на неправильном применении норм материального права, судом апелляционной инстанции отклоняются. Топливным режимом котельной предусмотрено использование резервного топлива, а следовательно, ОАО "Теплосеть", осуществляющее эксплуатацию котельной, обязано иметь резервное топливное хозяйство.
Доводы подателей апелляционных жалоб об установления более продолжительного срока не могут быть приняты во внимание, поскольку при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик в соответствии с положениями статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратится в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Между тем, требуемый прокурором срок проведения работ по восстановлению резервного топливного хозяйства котельных NN ... до ... г. не является разумным и обоснованным, с учетом установленных по делу обстоятельств и норм действующего законодательства.
При таком положении судебная коллегия полагает необходимым изменить обжалуемое решение суда, исключив из резолютивной части решения указание на срок проведения работ по созданию топливно-резервных хозяйств и необходимого запаса резервного топлива для котельных N ... , а именно, до ... года. В данной части доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, они не свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятого судом решения, а потому не могут являться основаниями к его отмене. Судом первой инстанции полно и правильно установлены юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, допущено не было.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Постановленное по настоящему гражданскому делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 30 июля 2013 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание на срок проведения работ по созданию топливно-резервных хозяйств и необходимого запаса резервного топлива для котельных N ... , а именно, до ... года.
В остальной части решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ОАО "Теплосеть" по доверенности Н.В. Молодых, представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя по доверенности В.В. Москового удовлетворить в части.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.