Постановление Челябинского областного суда от 30 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Рязанова А.А. на решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 23 мая 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 12 июля 2013 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.4 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения "Бакальская централизованная клубная система" Рязанова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 89/90/91 государственного инспектора ОНД N 4 по пожарному надзору Управления надзорной деятельностью ГУ МЧС России по Челябинской области от 29 марта 2013 года директор Муниципального бюджетного учреждения "Бакальская централизованная клубная система" (далее - МБУ "Бакальская централизованная клубная система") Рязанов А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч.З ст. 20.4, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 6000 рублей, по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ - виде административного штрафа в размере 6 000 рублей, по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ - в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей; на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ окончательно назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 23 мая 2013 года указанное выше постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 12 июля 2013 года решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 23 мая 2013 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, директор МБУ "Бакальская централизованная клубная система" Рязанов А.А. просит об отмене состоявшихся по делу решений, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановления должностного лица и судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
2
статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
МБУ "Бакальская централизованная клубная система" является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке. Имущество, в том числе помещение дворца культуры, расположенное по адресу: Челябинская область, Саткинский район, г. Бакал, п. Иркускан, ул.
3
Кооперативная, закреплено за МБУ "Бакальская централизованная клубная система" на праве оперативного управления (л.д. 52, 53, 54, 55).
Как усматривается из материалов дела Рязанов А.А. переведен на должность директора МБУ "Бакальская централизованная клубная система" на основании распоряжения главы г. Бакала от 20.01.2004 года (л.д. 37).
На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N4 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Челябинской области от 16 января 2013 года N29 05 февраля 2013 года и 19 февраля 2013 года государственным инспектором ОНД N 4 по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Челябинской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещении МБУ "Бакальская централизованная клубная система", расположенного по адресу: Челябинская область, Саткинский район, г. Бакал, п. Иркускан, ул. Кооперативная.
Копия распоряжения вручена представителю юридического лица 01 февраля 2013 года (л.д. 48).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 29 от 16.01.2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки государственным инспектором ОНД N 4 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области в здании МБУ "Бакальская централизованная клубная система", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- помещения объектов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которая должна обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию, чем нарушены положения ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ), ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее -Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ); СНиП 21-01-97* п. 1.1.7.29, п. 6.7*, НПБ-110-03 табл. 1 п. 9 и СНиП 104-03;
- установка дренчерного пожаротушения (водная занавеса) на сцене отсутствует, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п.2.1.15 ВППБ 13-01-94;
- внутренний противопожарный водопровод находится в нерабочем состоянии, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. п.
4
5.1.2, 9.11ВППБ 13-01-94, п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее ППР в РФ);
- отсутствует второй источник электроснабжения, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, СНиП 21-01-97*; п. 4.3;
- не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 21 ППР в РФ;
- отсутствует аварийное освещение в помещении объекта, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 12.55, п. 12.56 НПБ 88-2001, п. 4.4 ВППБ 13-01-94;
- люк выхода на чердак не имеет требуемого предела огнестойкости, (сертификат пожарной безопасности на люк не предоставлен, отсутствуют ярлыки с указанием предела огнестойкости), чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, СНиП 21-01-97* п. 5.14*, п. 8.4*;
- на втором этаже в помещении костюмерной установлена деревянная дверь без требуемого предела огнестойкости, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, СНиП 21-01-97* п. 5.14*;
- деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление не обработаны огнезащитным составом, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, ВППБ 13-01-94 п. 2.1.3;
- планы эвакуации людей при пожаре на первом и втором этаже в здании клуба выполнены не в соответствии с ГОСТ Р12.2.143-2009 (не соответствует графическая и текстовая часть его, выполнено не в фотолюминисцентном исполнении), чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 7 ППР в РФ, ГОСТ Р 12.2 143-2009 п.п. 4.5, 5.3, 5.7.6.2;
- первичные средства пожаротушения (огнетушители) в помещениях не размещены на видных местах вблизи от выходов на высоте не более 1.5 м., чтобы не препятствовать безопасной эвакуации людей, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, НПБ 166-97 п.п. 5.34, 6.1, 6.5, 6.7, п. 480 ППР в РФ;
руководитель организации не прошел обучение пожарно-
5
техническому минимуму, согласно приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", свидетельство о прохождении обучения, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п.З ППР в РФ, Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645 "Обеспечение мерами пожарной безопасности работников организаций";
- в здании клуба выход в чердачное помещение не оборудован закрепленной металлической стремянкой, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, СНиП 21-01-97* п. 8.4;
- не в полном объеме оборудованы эвакуационные пути и выходы знаками пожарной безопасности в помещениях здания клуба, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 33 ППР в РФ, СП 3.13130.2009 п. 5.4, п. 5.5.; НПБ 160-97 п.п. 1.1., 1.З., 2.1., 2.7.: ГОСТ 12.2.143-2009 п.п. 4.5., 5.3, 5.7, 6.6., 6.7;
- допущена эксплуатация электролампы на лестничной клетке 1 этажа и у входа в библиотеку на втором этаже без колпака, предусмотренного конструкцией светильника, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ст. 4 и ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 478 ППР в РФ, НПБ 166-9 5.34.
При проведении проверки Рязанов А.А. принимал участие, каких-либо возражений по выявленным фактам нарушений требований пожарной безопасности не заявил.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29 от 19 февраля 2013 года, копия которого получена Рязановым А.А. лично 19.02.2013 года.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности, в отношении Рязанова А.А. как должностного лица, ответственного за соблюдение правил пожарной безопасности, составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.4, ч.З ст. 20.4, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, N89, 90, 91 соответственно, от 19.02.2013 года.
Протоколы об административных правонарушениях составлены в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протоколов Рязанов А.А. принимал участие, права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ указанному лицу разъяснены. Копии протоколов Рязанов А.А. получил в установленном законом порядке.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях, в котором Рязанов А.А. принимал участие, государственным инспектором ОНД N4 по пожарному надзору 29 марта 2013 года вынесено постановление N 89/90/91 в соответствии с
6
требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в котором содержатся сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушений, квалификация деяния. Копия постановления Рязановым А.А. получена 29 марта 2013 года лично (л.д. 3-6).
Факт совершения административных правонарушений и виновность Рязанова А.А. подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности директора МБУ "Бакальская централизованная клубная система" Рязанова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вывод судьи о том, что директор МБУ "Бакальская централизованная клубная система" Рязанов А.А. не исполнил надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации здания и помещений МБУ "Бакальская централизованная клубная система", является обоснованным. Рязанов А.А., являющийся руководителем учреждения, в силу вышеприведенных положений закона является субъектом ответственности за нарушения требований пожарной безопасности.
Доводы надзорной жалобы об отсутствии вины директора МБУ "Бакальская централизованная клубная система" Рязанова А.А. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, нельзя признать состоятельными, поскольку требования пожарной безопасности не были соблюдены вследствие ненадлежащего исполнения Рязановым А.А. своих служебных обязанностей.
При этом ссылки в жалобе на отсутствие у Рязанова А.А. возможности для соблюдения всех требований правил пожарной безопасности не могут быть приняты во внимание, поскольку Рязановым А.А. не представлено доказательств принятия им как должностным лицом всех необходимых мер для соблюдения установленных правил и норм пожарной безопасности, а также документального подтверждения объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства.
Ссылки на регулярные изменения в законодательстве, связанные с противопожарной безопасностью, на недостаточность денежных средств, выделенных учредителем на устранение нарушений правил пожарной безопасности, не исключают вину должностного лица в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей по обеспечению пожарной безопасности. Изменение действующего законодательства не является обстоятельством, объективно препятствующим соблюдению требований пожарной безопасности. Занимая помещение МБУ "Бакальская централизованная клубная система" и используя его по назначению в качестве учреждения культуры директор МБУ "Бакальская централизованная
7
клубная система" в любом случае обязан был обеспечить эксплуатацию указанного помещения с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при невозможности соблюдения соответствующих норм - самостоятельно прекратить эксплуатацию помещения.
Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, что не оспаривается директором МБУ "Бакальская централизованная клубная система" Рязановым А.А. Невозможность выполнить все требования пожарной безопасности в полном объеме не влечет освобождение лица от ответственности за совершенное правонарушение. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, директором МБУ "Бакальская централизованная клубная система" Рязановым А.А. не представлено.
Выводы судьи о доказанности виновности директора МБУ "Бакальская централизованная клубная система" Рязанова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ являются правильными и подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые получили правильную оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Требования ст. ст.9, 12, 13, 14, 16 Федерального закона РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года при проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных ст. 20 указанного Закона влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется. Установленные нарушения требований пожарной ? безопасности в помещении, на момент проверки Рязановым А.А. не отрицались и в ходе рассмотрения дела не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено Рязанову А.А. в пределах санкций ч. 1 ст. 20.4, ч.З ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
8
При пересмотре дела об административном правонарушении по жалобам Рязанов А.А. принимал участие в судебных заседаниях и обосновывал свою позицию по делу, представлял доказательства и не был лишен возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 23 мая 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 12 июля 2013 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения "Бакальская централизованная клубная система" Рязанова А.А. оставить без изменения, жалобу Рязанова А.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.