Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Мухарицыной М.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N9" Мухарицыной М.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N9" (далее - МБОУ "СОШ N9") Мухарицына М.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, Мухарицыной М.В. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности организаций и должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14
2
Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 28 июня 2013 года на основании распоряжения N 49/4 главного государственного инспектора ОНД N 4 по пожарному надзору от
27 мая 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ "СОШ N9", расположенного по адресу: Челябинская область, Саткинский район, г. Бакал, ул. А. Костылева д.7, по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором МБОУ "СОШ N9" 04 июня 2013 года (л.д. 6-7).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 49/4 от 27 мая 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимала участие директор МБОУ "СОШ N9" Мухарицына М.В. По результатам проверки составлен акт N 49/4 от
28 июня 2013 года, который получен директором МБОУ "СОШ N9" Мухарицыной М.В. (л.д. 8-10).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные Мухарицыной М.В. как должностным лицом в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- в МБОУ "СОШ N9" не осуществляют и не проводят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем, должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, председателем и членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах
3
профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; не представлены документы, подтверждающие прохождение переподготовки или повышение квалификации (свидетельство, удостоверение, диплом и т.п.), чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "г, д, е" п. 2, пп. "д" п.4, п.5, пп. "б, в" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; п.п. 5, 9, 21-22 Приказа МЧС РФ N 19 от 19 января 2004 года (п.п. 1-5 акта проверки соответственно).
- в МБОУ "СОШ N9" не осуществляется и не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей-организаторов курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п. 4, п. 5, пп. "в" п. 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года (п. 6 акта проверки).
- работники МБОУ "СОШ N9" не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские), чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года (п.7 акта проверки).
- работники МБОУ "СОШ N9" не обеспечены дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ N 993 от 21 декабря 2005 года (п. 8 акта проверки).
- в МБОУ "СОШ N9" не планируются и не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях (отсутствует приказ о создании комиссии по ПУФ, положение о комиссии по ПУФ, план работы комиссии по ПУФ, отчетные документы, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 8 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года (п. 9 акта проверки).
4
- не проводится командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года), чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от N 547 от 4.09.2003 года, пункт 8 (п. 10 акта проверки).
- в МБОУ "СОШ N9" не организовано оповещение работников организации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения п. "з" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 6 Постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года;п.6 Постановления Правительства РФ N334 от 24.03.1997 года (п. 11 акта проверки).
- не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "ж"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 12 акта проверки).
- не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "ж"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20 (п. 13 акта проверки).
- не разработано Положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 5 Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года (п. 14 акта проверки).
- не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС, чем нарушены положения Федерального закона 68-ФЗ от 21.12.94 года, статья 11, пункт 2, пп. "з"; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10, абзац 4; Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 12 (п. 15 акта проверки).
- отсутствует орган повседневного управления единой системой РСЧС, а именно, дежурно-диспетчерская служба организации, чем нарушены положения Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, пп. "в"; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11,абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст)(п. 16 акта проверки).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом - инспектором ОНД N4 УНд ГУ МЧС РФ по Челябинской области составлен протокол N65/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 28 июня 2013 года.
В соответствии с требованиями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
5
В силу примечания к этой норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что МБОУ "СОШ N9" является юридическим лицом, зарегистрирована в установленном законом порядке (л.д. 11-12). Директором МБОУ "СОШ N9" со 02 августа 2010 года назначена Мухарицына М.В. (л.д. 14).
Таким образом, директор Мухарицына М.В. является должностным лицом МБОУ "СОШ N9" и как должностное лицо правомерно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей бездействие должностного лица, в результате которого допущены названные нарушения, правильно квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния должностного лица следующих вмененных ему нарушений.
Пункты 2 и 5 акта проверки - не пройдено обучение (повышение квалификации) должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС организации, а также руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ N 547 от 4.09.2003 года, пункт 2, пп. "д", пункт 4, пункт 5, пункт 6, пп. "в"; Приложение к Приказу МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 года N 19, пункт 8.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
6
включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Между тем, в ходе проверки установлено отсутствие в МБОУ "СОШ N9" постоянно действующего органа управления единой системой РСЧС, а также органа повседневного управления единой системой РСЧС - ДДС, соответственно прохождение обучения (повышения квалификации) должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС организации, а также руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации не может быть обеспечено, следовательно вменение указанных в п.п. 2, 5 акта проверки является необоснованным и излишним.
Пункт 7. Работники МБОУ "СОШ N9" не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности
7
(средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские), чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года.
Пункт 8. Работники МБОУ "СОШ N9" не обеспечены дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ N 993 от 21 декабря 2005 года.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение), которое определяет организацию и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Абзацем пятым пункта 4 Положения предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Абзацем 5 и 6 пункта 8 Положения закреплено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения: для работников организации (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Пунктом 9 указанного Положения также установлено, что для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от
8
аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Исходя из смысла указанных положений, данные требования направлены на обеспечение проведения мероприятий гражданской обороны. Невыполнение обязанностей по решению задач в области гражданской обороны не входит в объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного чЛ ст. 20.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного, нарушения, изложенные в пунктах 7, 8 протокола N 65/4 от 28 июня 2013 года, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ "СОШ N9" Мухарицыной М.В. подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Пункт 14. Не разработано Положение об объектовом звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем нарушены положения ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года.
Согласно п. 5 Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 года территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанной нормы, следует, что данное положение не предусматривает деление территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне, следовательно, у организаций не возникает обязанность по принятию Положения об объектовом звене, в связи с чем п. 14 протокола об административном правонарушении N 65/4 от 28 июня 2013 года вменен должностному лицу необоснованно.
Нарушения, указанные в п.п. 1, 3, 4, 6, 9-13, 15, 16 протокола об административном правонарушении N 65/4 от 28 июня 2013 года, обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на директора МБОУ "СОШ N9" Мухарицыну М.В. возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
9
обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктами 10, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 на организации возложена обязанность по созданию органа повседневного управления единой системы (на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов); постоянно действующего органа управления единой системы являются (на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки указанные нарушения имели место, не имеется.
Представленные в материалы дела документы: приказ "О порядке создания единой дежурно-диспетчерской службы" от 21 января 2013 года; справка о составе дежурно-диспетчерской службы МБОУ "СОШ N9"; положение о единой дежурно-диспетчерской службе и иные документы, об обратном не свидетельствует. Сведений, подтверждающих наличие указанных документов и доказательства их фактической реализации, должностному лицу ГУ МЧС при проведении проверки не представлено. Сама Мухарицына М.В. не отрицала наличие указанных нарушений и отсутствие в МБОУ "СОШ N9" - органа повседневного управления единой системой РСЧС - ДДС.
Доводы жалобы о том, что собственником и учредителем МБОУ "СОШ N9" является администрация Саткинского муниципального района, в связи с чем источником формирования финансовых ресурсов для данного учреждения являются средства бюджета; ссылка о том, что МБОУ "СОШ N9" самостоятельно создан дополнительный резерв финансовых ресурсов, основанием к отмене состоявшихся по делу постановлений не являются и повлиять на обоснованность выводов судебных инстанций не могут, поскольку не исключают виновность директора МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N9" Мухарицыной М.В. в невыполнении требований законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Вышеприведенные положения п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 о создании резервов
10
финансовых ресурсов распространяются как на органы местного самоуправления так и на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Довод жалобы о том, что во исполнение обязанности по созданию материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций МБОУ "СОШ N9" заключены договоры на поставку товаров для указанных целей, несостоятелен и опровергается материалами дела.
Пункт "ж" ст. 14 Закона N 68-ФЗ и п. 20 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794 предусматривают обязанность организаций создавать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 утверждено Положение, которое определяет материальные ресурсы как материально-технические, продовольственные, медицинские и иные средства. Согласно пунктам 5, 6, 9 данного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Наличие договоров, заключенных администрацией Саткинского района муниципального района, на поставку товаров в состав материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не свидетельствуют о принятии должностным лицом МБОУ "СОШ N9" в полной мере всех зависящих от него мер по выполнению данных требований, поскольку доказательств фактического наличия запасов материальных ресурсов для нужд МБОУ "СОШ N9" на складах или объектах предназначенных для их хранения в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о том, что курсовое обучение лицами, указанными в п.п. 1-6 в области гражданской обороны в соответствии с приказами МЧС России от 19 января 2004 года N19 и от 13 ноября 2006 года N646 пройдено по 36 часовой Примерной программе, утвержденной МЧС России от 28 марта 2006 года N1-4-54-370-14, несостоятельны.
11
Пункт 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", указывающий, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, не предусматривает прохождение
переподготовки в количестве менее 72 часов.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших выполнению требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не представлено. Отсутствие достаточных финансовых средств для принятия мер по выполнению требований не является обстоятельством, исключающим виновность должностного лица в невыполнении требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Частичное устранение нарушений, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у должностного лица МБОУ "СОШ N9" отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что должностным лицом - МБОУ "СОШ N9" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение директором МБОУ "СОШ N9" Мухарицыной М.В. предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N65/4 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, от 28 июня 2013 года (л.д. 3-5); распоряжением N 49/4 от 27 мая 2013 года (л.д. 6-7), актом проверки N49/4 от 28 июня 2013 года (л.д. 8-10) и другими материалами дела.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном
12
правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом с участием директора Мухарицыной М.В. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, Мухарицыной М.В. разъяснены. Копия протокола об административном правонарушении вручена Мухарицыной М.В. в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей городского суда по жалобе Мухарицыной М.В. дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о малозначительности совершенного директором МБОУ "СОШ N9" Мухарицыной М.В. правонарушения не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 тс. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 10 ООО рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что директору МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N9" Мухарицыной М.В. назначен минимальный размер административного штрафа.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и его пересмотре по жалобе судьей городского суда Мухарицына М.В. принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала свою позицию по делу, представляла доказательства, таким
13
образом не была лишена возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 19 июля 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 02 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N9" Мухарицыной М.В. изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение директором МБОУ "СОШ N9" Мухарицыной М.В. нарушений, изложенных в пунктах 2, 5, 7, 8, 14 протокола N 65/4 от 28 июня 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, жалобу Мухарицыной М.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.