Постановление Челябинского областного суда от 24 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Целинная средняя общеобразовательная школа" на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района Челябинской области от 11 июля 2013 года и решение судьи Троицкого районного суда Челябинской области 09 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Целинная средняя общеобразовательная школа",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района Челябинской области от 11 июля 2013 года Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Целинная средняя общеобразовательная школа" (далее МКОУ "Целинная СОШ") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда Челябинской области 09 сентября 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе МКОУ "Целинная СОШ", поданной в порядке надзора от имени учреждения законным представителем Шевердиной И.П., поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном
2
правонарушении, 30 мая 2013 года на основании распоряжения N 228/3 начальника отдела надзорной деятельности N 7 от УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 15 мая 2013 года, в отношении МКОУ "Целинная СОШ", расположенного по адресу: Челябинская область, Троицкий район, п. Целинный, ул. Садовая д. 19, проведена плановая выездная проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области гражданской обороны.
Копия распоряжения получена директором МКОУ "Целинная СОШ" 17 мая 2013 года (л.д. 4-5). Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 228/3 от 15 мая 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимала участие директор МКОУ "Целинная СОШ" Шевердина И.П. По результатам проверки составлен акт N 228/3 от 30 мая 2013 года, который получен директором МКОУ "Целинная СОШ" Шевердиной И.П. (л.д. 6-7).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены нарушения, допущенные МКОУ "Целинная СОШ" в области гражданской обороны, в том числе:
- в МКОУ "Целинная СОШ" не проводятся первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации в военное время ( отсутствует приказ о создании комиссии по ПУФ; отсутствует положение о комиссии по ПУФ; отсутствует план работы комиссии по ПУФ; отчетные документы; не проведено заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса; не проведено создание страхового фонда документации), чем нарушены положения Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года ст. 9, п. 1 абз. 2; Постановление Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года п. 20; Приказ МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года п. 16.13 (п. 1 акта проверки);
- в МКОУ "Целинная СОШ" не проведена переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей-организаторов курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года ст. 9, п. 1; Постановление Правительства РФ N 841 от 02 ноября 2000 года п. 3 пп "б", п.4; Постановление Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007
3
п.7; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; Приказ МЧС РФ N 646 от 13 ноября 2006 года п.п. 9, 11, 19; Приказ МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года п. 16.1 (п. 2 акта проверки);
- в МКОУ "Целинная СОШ" имеется план основных мероприятий на текущий год в области гражданской обороны, но он не утвержден и не согласован в установленном порядке, что не соответствует положениям Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года ст. 9, п. 1; Приказу МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 года, пункт 4.(п. 3 акта проверки);
- работники МКОУ "Целинная СОШ" не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания), чем нарушены положения Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года ст. 9, п. 1; Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 п. 10; Приказ МЧС РФ N 687 от 14 ноября 2008 года п. 16 пп. 16.4; Приказ МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года раздел II, п.4, абз. 4, п.8; Приказ МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года (п.4 акта проверки);
- работники МКОУ "Целинная СОШ" не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100 % их общей численности и в мирное время - на 30 % от их общей численности, чем нарушены положения Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года ст. 9, п. 1; Приказ МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года, раздел II, п. 9 (п. 5 акта проверки).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом ОНД N 7 УНД ГУ МЧС РФ по Челябинской области в отношении МКОУ "Целинная СОШ" составлен протокол N105/3 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ от 14 июня 2013 года.
Вменяемые МКОУ "Целинная СОШ" нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области гражданской обороны.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года "О гражданской обороне" и п. 20 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года организации в пределах своих полномочий в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, в том числе, должны создавать и организовывать работу в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивого функционирования.
Данное требование МКОУ "Целинная СОШ" не выполнено, что нашло свое отражение в пункте 1 акта проверки от 228/3 2013 года.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
4
Российской Федерации осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны. Должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования, являются лицами, подлежащими обязательному обучению (пп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ N 841 от 02 ноября 2000 года).
При этом, пункт 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", указывающий, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, не предусматривает прохождение переподготовки в количестве менее 72 часов.
Доводы жалобы о том, что на момент отсутствия курсовой подготовки у преподавателя дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" ответственность возлагалась на директора школы, которым вышеназванные курсы пройдены, несостоятельны, поскольку наличие у директора МКОУ "Целинная СОШ" удостоверения о прохождения им курсов гражданской обороны, не освобождает преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей-организаторов курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" МКОУ "Целинная СОШ" от обязанности пройти переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ.
Кроме того, в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о прохождении директором МКОУ "Целинная СОШ" переподготовки или повышении квалификации в области гражданской обороны в установленном порядке, не менее 72 часов.
В соответствии с п. 4 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
5
Проверкой установлено, что в МКОУ "Целинная СОШ" имеется план основных мероприятий на текущий год в области гражданской обороны, но он не утвержден и не согласован в установленном порядке (п. акта проверки 3).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки указанные нарушения имели место, не имеется.
Установленные неисполнение обязанностей и нарушения требований в области гражданской обороны на момент проверки и рассмотрения дела директором МКОУ "Целинная СОШ" Шевердиной И.П. не оспаривались, заявителем не опровергнуты.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частичное устранение нарушений, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия мировым судьей постановления не влечет отмену вынесенных по делу судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у МКОУ "Целинная СОШ" отсутствовали препятствия по выполнению указанных обязанностей в области гражданской обороны.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - МКОУ "Целинная СОШ" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны.
Факт допущенных нарушений и невыполнение МКОУ "Целинная СОШ" предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N105/3 об административном правонарушении от 14 июня 2013 года (л.д. 2-3); распоряжением N 228/3 от 15 мая 2013 года (л.д. 4-5), актом проверки N228/3 от 30 мая 2013 года (л.д. 6-7) и другими материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях МКОУ "Целинная СОШ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, являются правильными.
Вместе с тем, из квалификации деяния МКОУ "Целинная СОШ"
6
подлежат исключению нарушения, указанные в п.п. 4 и 5 протокола N105/3 об административном правонарушении от 14 июня 2013 года, в связи со следующим.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее -Положение), которое определяет организацию и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Абзацем пятым пункта 4 Положения предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Абзацем 5 и 6 пункта 8 Положения закреплено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения: для работников организации (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Пунктом 9 указанного Положения также установлено, что для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака (п.п. 3, 4 акта проверки).
Исходя из смысла указанных положений, данные требования направлены на выполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания
7
систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, нарушение которых влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, следовательно, невыполнение указанных обязанностей не входит в объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием директора Шевердиной И.П. Копия протокола об административном правонарушении вручена МКОУ "Целинная СОШ" 14 июня 2013 года в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области гражданской обороны. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что МКОУ "Целинная СОШ" назначен минимальный размер административного штрафа.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение, все доводы жалобы МКОУ "Целинная СОШ" получили надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда законный представитель МКОУ "Целинная СОШ" Шевердинба И.П. принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала позицию юридического лица по делу, представляла доказательства, таким образом, юридическое лицо не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов
8
презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района Челябинской области от 11 июля 2013 года и решение судьи Троицкого районного суда Челябинской области 09 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Целинная средняя общеобразовательная школа" изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение МКОУ "Целинная СОШ" нарушений, изложенных в пунктах 4 и 5 протокола N105/3 об административном правонарушении от 14 июня 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, жалобу МКОУ "Целинная СОШ" - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.