Постановление Челябинского областного суда от 26 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Дымковской М.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 23 августа 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N8" Дымковской М.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 23 августа 2013 года директор Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N8" (далее МКОУ СОШ N8) Дымковская М.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного чЛ ст. 20.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2013 года указанное постановление мирового судьи изменено, исключено указание на нарушение директором МКОУ СОШ N8 требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отраженное в п.п. 2 и 6 протокола 72/4, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, директор МКОУ СОШ N8 Дымковская М.В., просит отменить судебные постановления, считая их незаконными.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими изменению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными
2
правовыми актами Российской Федерации.
Обязанности организаций и должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25 июня 2013 года на основании распоряжения N 47/4 начальника ОНД N 4 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 27 мая 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении МКОУ СОШ N8, расположенного по адресу: Челябинская область, Саткинский район, г. Бакал, ул. *** по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Копия распоряжения получена директором МКОУ СОШ N8 13 июня 2013 года (л.д. 6-7).
Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 47/4 от 27 мая 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке до проверяемого лица.
При проведении проверки принимала участие директор МКОУ СОШ N8 Дымковская М.В., по результатам проверки составлен акт N 47/4 от 25 июня 2013 года, который получен законным представителем юридического лица (л.д. 8-9).
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения, допущенные директором МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. как должностным лицом в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- в МКОУ СОШ N8 не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовку или повышение квалификации не менее 72 часов руководителем, должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, председателем и членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы организации в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях
3
повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах; не представлены документы, подтверждающие прохождение переподготовки или повышение квалификации (свидетельство, удостоверение, диплом и т.п.), чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ; пп. "г, д, е" п. 2, пп. "д" п.4, п.5, пп. "б, в" п.6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановление Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года; п.п. 5, 9, 21-22 Приказа МЧС РФ N 19 от 19 января 2004 года (п.п. 1-5 акта проверки соответственно).
- в МКОУ СОШ N8 не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей-организаторов курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, чем нарушены положения п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пп. "д" п. 2, пп. "д" п. 4, п. 5, пп. "в" п. 6 Постановления Правительства РФ N 547 от 04 сентября 2003 года; Постановления Правительства РФ N 610 от 26 июня 1995 года (п. 6 акта проверки).
- работники МКОУ СОШ N8 не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские), чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года (п.7 акта проверки).
- работники МКОУ СОШ N8 не обеспечены дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ N 993 от 21 декабря 2005 года (п. 8 акта проверки).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом ГУ МЧС России в отношении должностного лица - директора МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном чЛ ст. 20.6 КоАП РФ, N72/4 от 17 июля 2013 года.
Решением судьи городского суда из квалификации действий директора МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. исключены нарушения, указанные в пунктах 2, 6 протокола 72/4 от 17 июля 2013 года, а именно то, что в учреждении не проведена переподготовка или повышение квалификации не
4
менее 72 часов должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию), учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, а также то, что в МКОУ СОШ N8 не проводится подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: переподготовка или повышение квалификации не менее 72 часов преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей-организаторов курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки РФ и других учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ. Указанное нарушение правомерно исключено судьей из квалификации действий должностного лица в связи с тем, что в его действиях не усматривается события нарушения, поскольку работник, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в МКОУ СОШ N8, который является также и преподавателем дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателем - организатором курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" имеет удостоверение о прохождении повышения квалификации по программе обучения в объеме 72 часов в установленном законом порядке.
Анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния должностного лица также следующих вмененных ему нарушений.
Пункт 7. Работники в МКОУ СОШ N8 не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 105% от их общей численности (средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны и респираторы, камеры защитные детские), чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; абз.4 п.4 раздела II, п.8 Приказа МЧС РФ N 993 от 21 декабря 2005 года; Приказа МЧС РФ N 285 от 27 мая 2003 года.
Пункт 8. Работники в МКОУ СОШ N8 не обеспечены дополнительными патронами к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, чем нарушены положения п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; п.9 раздела II Приказа РФ N 993 от 21 декабря 2005 года.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 21
5
декабря 2005 года N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение), которое определяет организацию и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Абзацем пятым пункта 4 Положения предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Абзацем 5 и 6 пункта 8 Положения закреплено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения: для работников организации (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Пунктом 9 указанного Положения также установлено, что для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Исходя из смысла указанных положений, данные требования направлены на обеспечение проведения мероприятий гражданской обороны. Невыполнение обязанностей по решению задач в области гражданской обороны не входит в объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
С учетом вышеуказанного нарушения, изложенные в пунктах 7, 8 протокола N 72/4 от 17 июля 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении директора МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. подлежат исключению как необоснованно вмененные.
Нарушения, указанные в п.п. 1, 3-5 протокола об административном правонарушении N 72/4 от 17 июля 2013 года, обоснованы нормами и
6
требованиями действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу требований действующего законодательства на директора МКОУ СОШ N8 возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных
7
сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Доводы жалобы о том, что курсы гражданской обороны не относятся к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования и соответственно осуществляют курсовое обучение специалистов в области гражданской обороны в соответствии с приказами МЧС России от 19 января 2004 года N19 и от 13 ноября 2006 года N646 по 36 часовой Примерной программе, утвержденной МЧС России от 28 марта 2006 года N1-4-54-370-14, несостоятельны.
Указанные нормативные акты устанавливают перечень уполномоченных работников, проходящих обучение и повышение квалификации, и учреждений, в которых она проводится.
Примерная программа, утвержденная МЧС России от 28 марта 2006 года N1-4-54-370-14, нормативным правовым актом не является и не устанавливает для указанных лиц иных обязанностей в части переподготовки, чем установлено законодательством.
При этом, пункт 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", указывающий, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, не предусматривает прохождение переподготовки в количестве менее 72 часов.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, а также положения п.п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", нарушения, указанные в 1, 3-5 акта проверки, вменены директору МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. обосновано.
Оснований не доверять сведениям должностного лица ГУ МЧС о том, что на момент проведения проверки вышеуказанные нарушения имели место и не были устранены, не имеется.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных
8
или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что МКОУ СОШ N8 является юридическим лицом, зарегистрирована в установленном законом порядке (л.д. 11-12). Директором МКОУ СОШ N8 с 01 ноября 2006 года назначена Дымковская М.В. (л.д. 10).
Таким образом, директор Дымковская М.В. является должностным лицом МКОУ СОШ N8, и как должностное лицо правомерно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что МКОУ СОШ N8 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт допущенных нарушений и невыполнение МКОУ СОШ N8 вида предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, виновность в совершении административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N72/4 об административном правонарушении от 17 июля 2013 года (л.д. 3-5); распоряжением N 47/4 от 27 мая 2013 года (л.д. 6-7), актом проверки N47/4 от 25 июня 2013 года (л.д. 8-9), копией приказа Муниципального учреждения "Управление образования" (л.д. 10) и другими материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях директора МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются правильными.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом с участием Дымковской М.В. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, Дымковской М.В. разъяснены. Копия протокола об административном правонарушении вручена Дымковской М.В. 17 июля 2013 года в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
9
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности.
Судьей городского суда по жалобе директора МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного директором МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. правонарушения не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий. В связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Административное наказание должностному лицу назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что директору МКОУ СОШ N8 Дымковской М.В. назначен минимальный размер административного штрафа.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об
10
административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 г. Сатка и Саткинского района Челябинской области от 23 августа 2013 года и решение судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N8" Дымковской М.В.изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение МКОУ СОШ N8 нарушений, изложенных в пунктах 7, 8 протокола N 72/4 от 17 июля 2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, жалобу Дымковской М.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.