Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой P.M.,
судей Давыдовой Т.И., Скрябиной СВ.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Емельянова А.В. на решение Копейского городского суда Челябинской области от 23 октября 2013 года по гражданскому делу по иску Емельянова А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, об отмене решения об отказе в установлении пенсии.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Емельянова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области - Шишкиной Ю.М., Леоновой М.В., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Емельянов А.В. обратился в суд с иском к Государственному управлению - Учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области (далее по тексту- ГУУПФР) об отмене решения ответчика N 766732/12 от 18 сентября 2013 года об отказе в установлении пенсии, решения, оформленного протоколом N 1105 от 18 сентября 2013 года об отказе во включении в специальный стаж периодов участия в боевых действиях в Республике Афганистан с 26 апреля 1984 года по 17 декабря 1985 года в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца работы, а также периода работы в должности тренера-преподавателя с 01 января 2001 года по 17 декабря 2012 года, просил включить указанные периоды в стаж педагогической деятельности и признать за ним право на досрочную пенсию по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" с 17 декабря 2012 года.
В обоснование иска указал, что с 17 декабря 2012 года в ГУУПФ истцу
была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ". На момент обращения страховой стаж составлял 27 лет 2 месяца 1 день. 18 сентября 2013 года комиссией ГУУПФ было принято решение N766732/12 о том, что истец не имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев по состоянию на 31 декабря 2000 года. Считает решение ГУУПФ необоснованным и незаконным, поскольку согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 года N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР, а в соответствии с п.п. "а" п. 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДР Афганистан, и их семьям", действовавшим в период службы истца по призыву, военнослужащим, прослужившим установленный срок службы на территории Афганистана, засчитывался в выслугу лет для назначении пенсии из расчета один месяц службы за три месяца работы. С учетом этих периодов его специальный стаж на 31 декабря 2000 года составит более 16 лет 08 месяцев.
В судебном заседании истец Емельянов А.В. настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ответчика ГУ У ПФР - Шишкина Ю.М. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие законных оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Емельянов А.В. просит об отмене решения суда, считает его незаконным в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, а Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 года N 1397 было предусмотрено включение в стаж педагогической деятельности времени прохождения службы в армии; в соответствии с п.п. "а" п. 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N 59-27 период службы в республике Афганистан подлежит включению в стаж в льготном исчислении, ответчик не представил никаких доказательств в обоснование своих возражений по иску, что не было учтено судом.
2
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что действовавшим в период службы истца в армии Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 года N 1397 было предусмотрено включение в выслугу лет работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии; поскольку это требование не соблюдено, то отсутствуют основания для включения периода службы истца в армии в его специальный стаж; а так как специальный стаж истца на 01 января 2001 года составляет менее 16 лет 08 месяцев, то в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, отсутствуют основания и для включения в стаж истца периодов работы после 01 января 2001 года; при отсутствии специального стажа продолжительностью 25 лет решение ответчика об отказе в установлении пенсии истцу правомерно.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поэтому являются правильными.
Так, из материалов дела следует, что с 17 декабря 2012 года Емельянов А.В. являлся получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Комиссии ответчика от 18 сентября 2013 года N 766732/12 прекращена выплата трудовой пенсии по старости, установленной по п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 октября 2013 года (л.д.13).
з
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18 сентября 2013 года N 1105 в специальный трудовой стаж истца не засчитаны следующие периоды: с 01 сентября 1982 года по 24 октября 1983 года, с 24 декабря 1985 года по 14 декабря 1987 года - период обучения в Челябинском педагогическом университете; с 01 января 2001 года по 17 декабря 2012 года - период работы в должности тренера - преподавателя в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва N 1 Копейского городского округа. Основанием к отказу в зачете этих периодов в стаж истца послужило то, что на 31 декабря 2000 года у истца отсутствовал педагогический стаж 16 лет 08 месяцев (л.д.14-16).
Из трудовой книжки истца следует, что Емельянов А.В. в период с 15 декабря 1987 года по 17 декабря 2012 года работает в должности тренера -преподавателя в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва N 1 Копейского городского округа.
Из копии диплома следует, что в 1982 году истец поступил в Челябинский государственный педагогический институт, в 1988 году окончил его(л.д.29)
Из справки Отдела Военного комиссариата Челябинской области по г.Копейску от 01 октября 2013 года следует, что Емельянов А.В. в период с 25 октября 1983 года по 23 декабря 1985 года проходил военную службу по призыву. В период с 26 апреля 1984 года по 17 декабря 1985 года в составе в/ч 9878 принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан (л.д.12).
Истец оспаривает вышеуказанное решение органа пенсионного фонда РФ по тем основаниям, что в решении не отражен период прохождения службы в армии истцом и этот период не был включен в его специальный стаж педагогической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 12 приведенных выше Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей"
4
Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца по призыву с 25 октября 1983 года по 23 декабря 1985 года и учебы в институте с 01 сентября 1982 года по 24 октября 1983 года и с 24 декабря 1985 года по 14 декабря 1987 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Пунктом 2 Положения предусмотрено включение в стаж времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 указанного Положения указанные в пунктах 1 и 2 Положения периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Учитывая положения вышеуказанных норм материального права, периоды работы Емельянова А.В. после 1 января 2001 года могли быть зачтены в специальный стаж только при условии наличия у истца на 1 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
10
Принимая во внимание, что обучению истца в институте педагогическая деятельность не предшествовала и непосредственно за обучением такая деятельность не следовала, на момент обращения истца в орган пенсионного фонда им было выработано 13 лет 16 дней, то есть менее требуемых 2/3 педагогического стажа для назначения пенсии (менее 16 лет 08 месяцев), поэтому не имелось оснований для зачета в специальный стаж истца периода службы в Советской Армии, в том числе в республике Афганистан ни в календарном, ни в льготном исчислении, а также периода обучения в институте.
Поскольку специальный стаж истца на 01 января 2001 года составил 13 лет 16 дней, то и оснований для зачета в специальный стаж истца периодов работы после 2001 года также не имелось.
Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение у истца не возникло в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Доводы жалобы истца судебная коллегия находит не состоятельными, так как они основаны на ошибочном толковании норм права.
Так, указывая на то, что при включении в специальный стаж периода службы в республике Афганистан в льготном исчислении на 31 декабря 2000 года педагогический стаж истца составит более 16 лет 08 месяцев и в связи с этим имеются основания для зачета в специальный стаж периодов работы после 01 января 2001 года, истец не учел, что предусматривающим включение периодов службы в армии в стаж педагогической работы Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 предусмотрено условие - наличие 2/3 специального стажа на момент обращения к ответчику. Это условие не соблюдено, так как без учета периода службы в армии и обучения в институте специальный стаж истца составляет 13 лет 16 дней.
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", на которое ссылается истец, не регулирует вопросы льготного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, в связи с чем включение в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по подпункту 19 пункта 1 ст.27 ФЗ "О Трудовых пенсиях в РФ" без соблюдения
б
требований, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 годаN 1397, неправомерно.
Ограничения конституционного права истца на социальное обеспечение в сложившихся обстоятельствах не допущено.
Довод жалобы о необоснованности ссылок ответчика на постановление правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года и Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" не состоятелен, так как этими нормативными правовыми актами регулируются вопросы включения в специальный стаж периодов работы после 01 января 2001 года и вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Ссылка в жалобе истца на то, что ответчик не представил никаких доказательств в обоснование своих возражений по иску, что не было учтено судом, также не состоятельна, так как право на досрочное пенсионное обеспечение подлежит доказыванию истцом, а в силу закона "О трудовых пенсиях в РФ" органы пенсионного фонда лишь запрашивают документы, необходимые для рассмотрения заявления гражданина о назначении пенсии.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Таким образом, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 23 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельянова А.В. - без удовлетворения.
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.