Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Аброськиной Е.А., Скрябиной С.В.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Герасименко В.И. на решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 29 октября 2013 года по иску Герасименко В.И. к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в установлении надбавки к трудовой пенсии, о возложении обязанности по установлению надбавки к трудовой пенсии, о взыскании доплаты к трудовой пенсии
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав Герасименко В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герасименко В.И. обратился в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения N3763 от 06 сентября 2013 года об отказе в установлении надбавки к трудовой пенсии, о возложении обязанности по установлению ежемесячной надбавки к трудовой пенсии с 01 февраля 2013 года в размере **** рублей, о взыскании невыплаченной за период с 01 февраля 2013 года по 30 сентября 2013 года ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере **** рублей.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с 06 апреля 2005 года по 11 января 2010 года являлся ****. В соответствии с Законом Челябинской области N245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" он имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Однако, ответчиком отказано в её назначении по причине неполного срока осуществления полномочий в течение одного созыва. Считает отказ незаконным и противоречащим положениям п.2 ст.7 Закона Челябинской области N245-30,
2
установившим минимальный срок осуществления полномочий не менее 3 лет, по истечению которого он может претендовать на установление доплаты к трудовой пенсии. Поскольку он отработал в должности председателя Собрания депутатов **** года **** месяцев **** дней, т.е. более 3-х лет, то имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
В суде первой инстанции истец заявленные исковые требования поддержал, указывая на то, что право на получении доплаты у него возникло с 01 февраля 2013 года - с момента обращения за её назначением.
Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие законных оснований для установления истцу доплаты к пенсии, поскольку срок полномочий истца в должности выборного должностного лица местного самоуправления составил менее **** лет. Указал на то, что 30 января 2013 года истец обратился с заявлением об установлении ему пенсии по иному основанию - за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, к которым ранее занимаемая им должность не относилась.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Герасименко В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Герасименко В.И. просит решение суда отменить, ссылаясь, на то, что право на назначение доплаты к трудовой пенсии у него возникло с 30 января 2013 года в соответствии с законом Челябинской области N245-30 и Уставом Красноармейского муниципального района, установившим минимальный срок осуществления полномочий (не менее 3 лет), для возникновения права на доплату к трудовой пенсии. Считает, что принятое 28 марта 2013 года Положение "Об установлении доплаты к трудовой пенсии лицам, осуществляющим полномочия выборного должностного лица местного самоуправления Красноармейского муниципального района на постоянной основе", предусматривающее осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в течение одного полного срока полномочий (5 лет), противоречит вышеуказанному Закону области и Уставу, умаляет его права. Кроме того, данное Положение было принято после его обращения за назначением выплаты.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Красноармейского муниципального района Челябинской области считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте
3
рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п."ж" и "н" ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. NHl-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Ст.24 Устава Красноармейского района Челябинской области предусматривает гарантии для депутата Собрания депутатов, согласно которой условия и порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии устанавливаются решением Собрания депутатов. Уставом Красноармейского района Челябинской области гарантии в виде доплаты к трудовой пенсии выборного должностного лица местного самоуправления не предусмотрены.
Пунктом 2, 5, 8 Положения "Об установлении доплаты к трудовой пенсии лицам, осуществляющим полномочия выборного должностного лица местного самоуправления Красноармейского муниципального района на постоянной основе" (далее Положение), утвержденного решением Собрания депутатов Красноармейского муниципального района от 28 марта 2013 года N36 предусмотрено, что право на ежемесячную доплату, выплачиваемую за счет средств бюджета района к трудовой пенсии по старости, имеет гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления в течение одного полного срока полномочий и более (л.д.71-73).
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, в период с **** года по **** года Герасименко В.И., **** г.р., осуществлял полномочия **** (л.д.8, 9-11, 53), как выборное
4
должностное лицо Красноармейского муниципального района. Размер ежемесячного денежного вознаграждения на день увольнения составил **** руб. (л.д.15).
30 января 2013 года Герасименко В.И. обратился к Главе Красноармейского муниципального района Челябинской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Челябинской области от 30.05.2007 г. N144-30 "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" (л.д. 64).
Как следует из протокола заседания комиссии от 27 мая 2013 года N1, документы, представленные истцом для назначения доплаты к трудовой пенсии по старости, не соответствовали Положению от 28 марта 2013 года N36. Герасименко В.И. рекомендовано представить документы в соответствии с требованиями вышеуказанного Положения (л.д.66-67).
01 августа 2013 года Герасименко В.И. обратился с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Законом Челябинской области от 27 марта 2008 года N245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" (л.д.65).
Как следует из протокола заседания комиссии от 30 августа 2013 года N2 истцу отказано в назначении указанной доплаты по причине осуществления полномочий выборного должностного лица менее одного полного срока полномочий (л.д. 14), о чем было сообщено Герасименко В.И. в письме от 06 сентября 2013 года N3163 (л.д. 13).
Разрешая требования истца о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении доплаты к трудовой пенсии, суд правильно руководствовался п.8 Положения "Об установлении доплаты к трудовой пенсии лицам, осуществляющим полномочия выборного должностного лица местного самоуправления Красноармейского муниципального района на постоянной основе", обоснованно исходил из того, что определение условий предоставления гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления относится к компетенции органов местного самоуправления, установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии является расходным обязательством муниципального образования, которое исполняется за счет средств местного бюджета. Установив, что Герасименко В.И. исполнял полномочия **** **** года **** месяцев **** дней - менее одного полного срока полномочий ( **** лет), установленного ст. 18 Устава Красноармейского муниципального района, суд пришел к правильному выводу
5
об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах закона и мотивированы судом.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что право на назначение доплаты к трудовой пенсии у него возникло в соответствии с законом Челябинской области N245-30 и Уставом Красноармейского муниципального района являются несостоятельными.
Статьей 7 названного Закона установлены гарантии трудовых прав депутата, члена выборного органа местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия депутата или члена выборного органа местного самоуправления на постоянной основе, в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в следующем размере: при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий депутата в течение одного созыва представительного органа местного самоуправления, но не менее трех лет - 20 процентов, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности; при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий члена выборного органа местного самоуправления не менее трех лет - 20 процентов, не менее семи лет - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на районный коэффициент (часть 2 статьи 7).
В соответствии с ч.2 ст. 17 указанного Закона гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в следующем размере: при исполнении
6
лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в течение одного полного срока полномочий - 20 процентов, двух и более сроков полномочий - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности.
Решением Челябинского областного суда от 15.05.2013 N3-37/2013 части 1-3 статьи 7 и части 1-3 статьи 17 Закона Челябинской области N245-30 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу (28.08.2013г.).
Устав Красноармейского района Челябинской области гарантии в виде доплаты к трудовой пенсии выборного должностного лица местного самоуправления не предусматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.327-3 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Челябинской области от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Герасименко В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.