Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Зеленовой Е.Ф., Давыдовой Т.И., Терюшовой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Богдановой В.А. на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 14 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, представителя истца Пилюгину Н.В., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богданова В.А. обратилась суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Челябинска о признании права на меры социальной поддержки, соответствующие Закону СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении права на получение ежемесячной денежной выплаты, как для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату в размере 3 034 руб. 16 коп., взыскании недоплаченных денежных выплат за период с января 2005 года по июнь 2013 года с учетом индекса потребительских цен в размере 182 439 руб.
В обоснование исковых требований указала, что является матерью Богданова Д.М., проходившего военную службу по призыву и погибшего в мае 1995 года в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской республики при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем имела право на льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", которые по своему объему соответствовали льготам, установленным для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. С
I января 2005 года установленные данным Законом льготы были
преобразованы в ежемесячную денежную выплату, размер которой стал значительно ниже, чем размер единовременной денежной выплаты, назначаемой участникам Великой Отечественной войны. Ссылаясь на Закон СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 4 апреля 2007 года N 331-О-П, считает свои права на получение мер социальной поддержки в большем объеме нарушенными.
В судебное заседание суда первой инстанции при надлежащем извещении Богданова В.А. не явилась, ее представитель Пилюгина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Представители ответчика Карсакова Н.М. и Любушкина И.И., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на различный характер льгот, установленных федеральным законодательством для участников Великой Отечественной войны и родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Указали, что у истицы отсутствует право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, так как после гибели сына истице предоставлялись льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", а не в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований Богдановой В.А., согласившись с доводами ответчика.
В апелляционной жалобе истица требует отмены судебного решения и принятия нового об удовлетворении ее иска ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Истец Богданова В.А., представители ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Если в порядке апелляционного
производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Богданова В.А. является матерью военнослужащего Богданова Д.М., погибшего при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской республики 10 мая 1995 года (л.д. 11-13).
Выданным в установленном порядке 16 мая 1996 года удостоверением подтверждается, что Богданова В.А. имеет право на получение льгот, установленных законодательством для членов семей погибших военнослужащих на основании статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 14).
10 июня 2013 года истица обратилась к ответчику с заявлением об установлении ей ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (л.д. 15).
09 июля 2013 года ответчиком в удовлетворении заявления Богдановой В.А. было отказано со ссылкой на то, что оснований для перерасчета ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, не имеется (л.д. 24-26).
Обращаясь в суд с данным иском, Богданова В.А. основывала свои требования на том, что поскольку с учетом предписания Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Федерального закона "О ветеранах" она до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, отмена мер социальной защиты с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не может быть произведена без равноценной замены, и выплата ежемесячной компенсации должна производиться ей в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истицы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Суд указал, что такое право у истицы не возникло и не могло быть реализовано, поскольку к моменту гибели ее сына, военнослужащего Богданова Д.М., действовал Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", поэтому основания для применения в отношении истицы положений Закона СССР от 1 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания
населения" не имеется.
С указанным выводом суда судебная коллегия считает возможным согласиться.
Так, ранее действующим законодательством меры социальной защиты членов семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий регламентировались нормами Закона СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территория государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", в силу которых на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Впоследствии в целях упорядочения правовых гарантий ветеранов в Российской Федерации принят Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяющий круг лиц, относящихся к ветеранам, и соответствующий объем мер социальной защиты.
В названном Федеральном законе определены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 21 данного Закона эти меры распространены на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены существенные изменения в Федеральный закон "О ветеранах", система мер социальной защиты лиц, подпадающих под действие Федерального закона "О ветеранах" была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставленных льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, предусмотренной статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В Определении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 года N 331-0 указано, что жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Между тем данное право у истицы не могло возникнуть и быть реализованным ввиду того, что к моменту гибели ее сына уже действовал Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", поэтому оснований для применения в ее отношении положений Закона СССР от 1 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" не имеется.
Согласно приведенной позиции Конституционного Суда РФ, конституционно-правовой смысл рассматриваемой нормы закона направлен на восполнение потерь тех граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, право пользования которыми возникло у них до введения в действие Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, как следует из определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 года N 331-0, право родителей военнослужащих, погибших по исполнении обязанностей военной службы, указанной в статье 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", на установление единовременной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, не было предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что на родителей
военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, должны распространяться льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, а также о том, что положения ст. 23.1. Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", касающиеся права на получение ежемесячной денежной выплаты, не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса, включающего размер льгот, установленный до 01 января 2005 года, не является основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит их законными и обоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 14 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богдановой В.А. - без удовлетворения.
о
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.