Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Козиной Н.М.
Аброськиной Е.А., Галимовой P.M. Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 октября 2013 года по иску Юсуповой Е.Ю. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании отказа в постановке на учет незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Старостенко Л.Н., истицы Юсуповой Е.Ю. и ее представителя Микрюкова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юсупова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Челябинской области (далее по тексту ГУ МВД России по Челябинской области) о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенной в письме от 05.06.2013 г. N 102/1177 и выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области N 16 от 20 мая 2013 г., признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 мая 2013 года с составом семьи 2 человека.
В обоснование требований указала, что согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области N 16 от 20 мая 2013 г., ответчиком ей было отказано в постановке на
2
учет для получения единовременной социальной выплаты ввиду обеспечения жилой площадью свыше **** кв. м на одного члена семьи. С принятым решением не согласна, так как имеет необходимый стаж для получения социальной выплаты - более **** лет, в органах внутренних дел работает по настоящее время. Решением Копейского городского суда Челябинской области от 13.12.2012 г. вместе с несовершеннолетней дочерью выселена из квартиры по ул. ****, д. ****, кв. ****, иного жилого помещения не имеет.
В судебном заседании истица Юсупова Е.Ю. и её представитель Микрюков А.В. поддержали исковые требования в полном объеме и по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области -Старостенко Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Признал за Юсуповой Е.Ю. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязал ГУ МВД России по Челябинской области поставить Юсупову Е.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Челябинской области просит решение суда отменить, указав, что решение о принятии на учет для получения единовременной выплаты может быть принято только специальной комиссией, а не судом. Кроме того, действиями ответчика права истицы не были нарушены, поскольку на момент принятия решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты, в учетном деле истицы не имелось всех необходимых документов, в настоящее время она не лишена права повторно обратиться с заявлением о постановке на учет с приложением всех необходимых документов.
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. Ш47-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних
3
дел.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Названным пунктом Правил определено, что к заявлению должны быть приложены, в том числе копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Министерством внутренних дел России разработаны методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях) учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной
4
социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления.
Согласно приложению 4 к методическим рекомендациям предусмотрено предоставление документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений: до 1998 года предоставляются справки из бюро технической инвентаризации со всех мест регистрации по месту жительства сотрудников и членов его семьи, а с 1998 года предоставляются выписки из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ними по всей территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Юсупова Е.Ю. **** в должности ****. Стаж службы Юсуповой Е.Ю. в органах внутренних дел по состоянию на 01 июня 2012 года составляет **** лет **** месяца **** дней в календарном исчислении (л.д. 21).
07 декабря 2012 года Юсупова Е.Ю. обратилась к начальнику ГУ МВД РФ по Челябинской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 18-19).
Согласно протоколу заседания Жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области N 16 от 20 мая 2013 года, Юсуповой Е.Ю. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку на каждого члена семьи в занимаемом жилом помещении по адресу: г. Копейск, ул. ****, д. ****, кв. **** приходится по **** кв.м, что является превышением утвержденной нормы для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 45-46).
Вступившим в законную силу 15 февраля 2013 года решением Копейского городского суда Челябинской области от 13 декабря 2012 года, Юсупова Е.Ю. и ее несовершеннолетняя дочь Ю.С.А. выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. ****, д. ****, кв. ****, без предоставления другого жилого помещения.
При этом, как следует из показаний свидетеля В.С.В. и объяснений истицы, Юсупова Е.Ю. представляла в жилищную комиссию копию решения Копейского городского суда Челябинской области от 13 декабря 2012 года, не содержащую отметку о вступлении решения суда в законную силу, в связи с чем данное решение суда комиссией не исследовалось и не было учтено при принятии решения об отказе в постановке на учет.
Поскольку на момент заседания комиссии решение Копейского
5
городского суда Челябинской области от 13 декабря 2012 года вступило в законную силу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу ,что Юсуповой Е.Ю. соблюдены условия для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования о признании за истицей права на получение указанной выплаты и возложении на ответчика обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Несостоятельными и подлежащими отклонению судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что решение о принятии на учет для получения единовременной выплаты может быть принято только специальной комиссией, действиями ответчика права истицы не были нарушены и в настоящее время она не лишена права повторно обратиться с заявлением о постановке на учет с приложением всех необходимых документов, поскольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истицей был соблюден порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты, предусмотренные Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, а отказ в постановке ее на учет противоречит пункту 16 названных Правил.
Исходя из изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Юсуповой Е.Ю. в части признания права на получение единовременной социальной выплаты и возложении на ответчика обязанности по постановке на учет для получения данной выплаты.
Тот факт, что подзаконным актом предусмотрен порядок принятия комиссией на учет для получения единовременной социальной выплаты не может являться основанием для умаления права гражданина на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Выполнение судом задач гражданского судопроизводства, а именно рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан не свидетельствует о превышении либо подмене полномочий иного органа государственной власти.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного
управления Министерства внутренних дел РФ по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.