Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Галимовой P.M., Аброськиной Е.А.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 29 октября 2013 года по иску прокурора Центрального района г. Челябинска в интересах Бугреевой Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетней Б.Н.Д. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, заключение прокурора Минкину Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах Бугреевой Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетней Б.Н.Д., к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее по тексту МСО Челябинской области) о признании бездействия, выразившегося в непредоставлении Б.Н.Д. путевки на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В обоснование требований указано, что дочь истца - Б.Н.Д. является ребенком- ****, в связи с чем имеет право на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. 17 января 2013 года Бугреева Ю.В. в интересах несовершеннолетней Б.Н.Д. обратилась в ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" с заявлением о постановке на учет на санаторно-курортное лечение. 31 июля 2013 года Б.Н.Д. включена в областной реестр граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, однако путевка ей не предоставлена. По информации МСО Челябинской области в 2013 году санаторно-курортными путевками будут обеспечены дети-инвалиды, вставшие на учет в период с 2010 года по
апрель 2012 года.
В судебном прокурор поддержал исковые требования в полном объеме и по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании истец Бугреева Ю.В., действующая в интересах несовершеннолетней Б.Н.Д., настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика МСО Челябинской области ? Шикина Д.Г. действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что путевками в 2013 году обеспечиваются граждане, вставшие на учет в период с 2011 года по апрель 2012 года, внеочередное предоставление путевки истцу, вставшей на учет в 2013 году повлечет нарушение прав других граждан.
Представитель третьего лица ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Признал бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившееся в не предоставлении Б.Н.Д. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 17 января 2013 года, незаконным и обязал предоставить Б.Н.Д. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В апелляционной жалобе МСО Челябинской области просит решение суда отменить, указав, что судом не учтено, что законом не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, обеспечение путевками производится в порядке очереди в зависимости от даты подачи заявления.
Истец Бугреева Ю.В., представители ответчика МСО Челябинской области и третьего лица ГУ ЧОРФЦ инвалидов "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации
3
Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Согласно пункту 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
4
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01.01.2011 года (далее Соглашение).
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение (далее именуется - уполномоченный орган (учреждение).
Приказом N 22 от 27.01.2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило ГУ "Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 года N 95-П, предусмотрена обязанность гражданина подать заявление в уполномоченный орган и приложить необходимые документы (пункт 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление гражданина и принять соответствующее решение.
Из материалов дела следует, что Бугреева Ю.В. является матерью ребенка- **** Б.Н.Д.
17 января 2013 года Бугреева Ю.В. обратилась в ГУ ЧОРФЦ "Импульс" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении формы N 136 от 26 ноября 2012 года. Б.Н.Д. была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, однако санаторно-курортное лечение ей предоставлено не было
5
(л. д. 10-14).
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно применил нормы материального права ? положения статей 6.1, 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17.07.98 года, а также пунктов 1.2, 3.7, 3.8, 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года за N328, когда пришел к выводу о возникновении у ответчика обязанности предоставить истцу, своевременно в установленном порядке обратившемуся за предоставлением санаторно-курортной путевки, санаторно-курортную путевку в 2013 году.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, обеспечение путевками производится в порядке очереди в зависимости от даты подачи заявления, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку в нормах закона, регулирующих спорные правоотношения, нет указаний на обеспечение санаторно-курортного лечения в порядке очередности лиц указанной категории. Поэтому установленный подзаконным актом порядок выдачи путевок не может умалять право граждан на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, которое должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих в очереди на такое обеспечение.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств, неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.