Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аброськиной Е.А., судей Скрябиной С.В., Зеленовой Е.Ф при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Пантелеевой Н.В., Белышевой В.А. на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 11 ноября 2013 года по иску Пантелеевой Н.В., Белышевой В.А. к Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" о взыскании денежной выплаты.
Выслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пантелеева Н.В., Белышева В.А. обратились в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" (далее - МУЗ "Саткинская ЦРБ") с учетом уточнений о взыскании денежной выплаты по программе "Модернизация здравоохранения" Пантелеева Н.В.- за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере **** руб., Белышева В.А.- за период с 01 января 2012 года по 31 ноября 2012 года в размере **** руб., судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указали, что работали в **** МУЗ "Саткинская ЦРБ" ****: Пантелеева - с 12 марта 2011 года по 18 февраля 2013 года, Белышева В.А.- с 26 апреля 2007 года по 27 ноября 2012 года. В апреле 2013 года им стало известно, что сотрудники **** 12 марта 2013 года получили денежную выплату по программе "Модернизация здравоохранения" за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года. Считают, что являются участниками указанной программы и имеют право на получение стимулирующих выплат, отказ ответчика в их выплате полагают незаконным.
Представитель ответчика МУЗ "Саткинская ЦРБ", представитель третьего лица Челябинского фонда обязательного медицинского страхования в судебном заседании участия не принимали.
2
Решением суда в удовлетворении исковых требований Пантелеевой Н.В., Белышевой В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Пантелеева Н.В., Белышева В.А. просят решение суда отменить. Указывают, что подпадают под программу модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2012 год, поскольку за период их работы замечаний по ее качеству им не предъявлялось. Не согласны с выводом суда о том, что направление денежных сумм на выплаты стимулирующего характера является правом работодателя, поскольку начисление выплат происходило за счет средств, выделенных на приобретение медикаментов, а не из средств фонда оплаты труда. Указывают, что занимаемые ими должности входят в перечень должностей специалистов, участвующих в реализации мероприятий программы за период на 2011 - 2012 года, в течение которого они работали в МУЗ "Саткинская ЦРБ".
Истцы Пантелеева Н.В., Белышева В.А., представитель ответчика МУЗ "Саткинская ЦРБ", представитель третьего лица Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд не явились, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, Пантелеева Н.В. с 12 марта 2011 года на основании трудового договора от 11 марта 2011 года N **** работает в **** на должности 0,5 ставки ****, 0,5 ставки ****, а с 01 августа 2012 года переведена в **** на должность ****. Приказом от 29 января 2013 года N **** трудовой договор расторгнут с 18 февраля 2013 года по инициативе работника на основании п.З ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (л.д. 5-11 том 1).
Белышева В.А. с 26 апреля 2007 года работает в **** на основании трудового договора от 26 апреля 2007 года N ****. С 01 августа 2012 года переведена в ****, с 06 августа 2012 года переведена в **** на 0,5 ставки. Приказом от 13 ноября 2012 года N **** трудовой договор расторгнут по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (л.д.46-48).
В соответствии с п. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" установлено, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные п. 2 ч. 3 настоящей статьи.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий. Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами - специалистами, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (п.2 ч.б ст. 50 Федерального закона N 326 - ФЗ).
Постановлением Правительства Челябинской области от 15 декабря 2010
4
года N 313-П утверждена областная программа модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011-2012 годы.
Согласно Порядку реализации мероприятий областной целевой Программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011-2012 г.г. и расходования финансовых средств на указанную Программу, утвержденному Постановлением Правительства Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 125- П, медицинские организации за счет средств, полученных от страховых медицинских организаций, осуществляют мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами - специалистами, в пределах предусмотренных программой средств: осуществление денежных выплат стимулирующего характера врачам- специалистам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами, получающим заработную плату из средств обязательного медицинского страхования; обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами- специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь; обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи; введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей - специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
Расходование средств медицинскими организациями на внедрение стандартов осуществляется в соответствии со структурой тарифа по видам стандартов медицинской помощи, установленной Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Челябинской области.
Соглашением по установлению тарифов на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Челябинской области от 28 февраля 2012 года N 192-ОМС установлена структура тарифа по видам стандартов медицинской помощи, в которую входят в том числе, затраты на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда, лекарственные средства и расходные материалы, мягкий инвентарь, продукты питания, прочие расходы.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 28 апреля 2011 г. N 160 утвержден Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи на территории Челябинской области, а также методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации
5
мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи на территории Челябинской области.
Оценка деятельности специалистов осуществляется комиссией, созданной в учреждении здравоохранения приказом руководителя, на основании отчета о достижении специалистами значений показателей оценки деятельности и дополнительных показателей оценки деятельности. Отчет готовится заведующим соответствующим структурным подразделением, где работает специалист, или иным лицом, ответственным за подготовку отчета, оценка деятельности специалистов осуществляется комиссией ежемесячно.
В соответствии с трудовым договором ( л.д. 100 том 2) дополнительными соглашениями к нему ( л.д.102-104 том 2) Белышевой В.А. установлен должностной оклад с выплатой районного коэффициента, надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, выплата иных доплат и надбавок, предусмотренных Положением об оплате труда, Положением о премировании, действующими у работодателя.
Пантелеевой Н.В. в соответствии с трудовым договором ( л.д.106 -107 том 2) установлен должностной оклад с выплатой районного коэффициента, надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, выплата иных доплат и надбавок, предусмотренных Положением об оплате труда, Положением о премировании, действующими у работодателя.
Положением "Об оплате труда работников МУЗ "Саткинская ЦРБ", являющимся приложением N 4 к Коллективному договору предусмотрено, что оплата труда работников включает в себя размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 6). Размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда (средств на оплату труда), предусмотренных в сметах Учреждения за счет лимитов бюджетных обязательств районного бюджета, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, средств государственных внебюджетных фондов. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, характеризующие результаты труда работников (за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты, учитывающие особенности деятельности лечебно-профилактического учреждения и отдельных категорий работников, за выполнение особо важных и срочных работ) и выплаты, отражающие индивидуальные характеристики работников (за непрерывный стаж, молодым специалистам, за работу в сельских населенных пунктах, за наличие ученой степени, почетного звания, квалификационной категории, за классность водителям транспортных средств, персональные выплаты по утвержденным критериям).
б
Положением "Об установлении оплаты стационарной медицинской помощи по внедрению стандартов медицинской помощи, в рамках реализации областной целевой Программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011-2012г.г. в МУЗ "Саткинская ЦРБ" предусмотрено, что дополнительные денежные выплаты в рамках данной системы направляются на осуществление денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, обеспечение укомплектованности учреждения врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающим стационарную медицинскую помощь. Средства на оплату услуг расходуются на оплату труда медицинских работников, обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, на продукты питания и мягкий инвентарь. Распределение выплат стимулирующего характера из субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования производятся заведующими отделениями самостоятельно, в плановоэкономический отдел предоставляется акт распределения фонда оплаты труда из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату внедрения стандартов медицинской помощи в МУЗ "Саткинская ЦРБ" (т. 1 л.д. 159-162).
Согласно п. 14 Положения об установлении оплаты стационарной медицинской помощи по внедрению стандартов медицинской помощи в рамках реализации областной целевой программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2012 годы постоянно действующая комиссия ежемесячно рассматривает и устанавливает надбавки стимулирующего характера медицинским работникам согласно данного положения.
Из материалов дела, пояснений представителя ответчика следует, что выделенные на неврологическое отделение в рамках Программы модернизации денежные средства, входящие в фонд оплаты труда, истцами были получены.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается истцами, в 2012 году им производились ежемесячные выплаты стимулирующего характера в рамках программы модернизации здравоохранения в соответствии с протоколами заседания комиссии по распределению средств в рамках программы модернизации здравоохранения на 2011 - 2012 годы по внедрению стандартов медицинской помощи в неврологическом отделении (л.д. 80 - 94 т.2).
При этом согласно справки МУЗ "Саткинская ЦРБ" от 26 июня 2013 года N 4796 с апреля 2012 года по июнь 2012 года истцам, как и всем работникам ****, денежные выплаты по программе
7
модернизации не производились в связи с тем, что **** в указанный период не участвовало в программе модернизации, указанные выплаты также не производились Белышевой В.А. в январе 2012 года, поскольку в декабре 2011 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком (л.д.31, 71 т.1).
Как следует из протокола заседания комиссии по распределению средств в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012г.г. по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи неврологического отделения МУЗ "Саткинская ЦРБ" комиссия в составе председателя - заведующего отделения К.Н.В., членов комиссии - Ч.А.С., С.Т.В., Г.М.С., рассмотрев результаты работы качества оказания стационарной медицинской помощи за 2012 год, распределили выделенные на отделение денежные средства на выплаты стимулирующего характера работникам, как следует из акта распределения денежных средств, истцы Пантелеева Н.В. и Белышева В.А. в числе работников, которым подлежит начислению указанная выплата, не указаны (т.1 л.д.37-38).
Приказом главного врача МУЗ "Саткинская ЦРБ" от 04 марта 2013 года N **** в связи с остатками денежных средств по статье медикаменты за 2011-2012 годы работникам учреждения, в том числе среднему медицинскому персоналу ****, произведена единовременная выплата стимулирующего характера из средств федерального фонда медицинского страхования в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы по внедрению стандартов медицинской помощи за 2012 год (т.1 л.д.73-75).
Актом внеплановой проверки МУЗ "Саткинская ЦРБ" от 18 апреля 2013 года, проведенной представителями Челябинского отделения Фонда обязательного медицинского страхования, подтверждается, что единовременная выплата стимулирующего характера работникам учреждения произведена из средств федерального фонда медицинского страхования в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы по внедрению стандартов медицинской помощи за 2012 год за счет денежных средств по статье медикаменты, а не за счет средств, выделенных на осуществление денежной выплаты стимулирующего характера медицинским работникам (л.д. 2-17 т.2).
Таким образом, установив, что начисление единовременной стимулирующей выплаты работникам МУЗ "Саткинская ЦРБ" произошло за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделенных на приобретение медикаментов, в не из средств фонда оплаты труда, суд обоснованно пришел к выводу о том, что направление денежной суммы на выплаты стимулирующего характера является правом
8
работодателя, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы о том, что истцы подпадают под программу модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2012 год, поскольку не нашло своего подтверждения такое основание для отказа в выплате как наличие замечаний к качеству работы опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Как следует из имеющейся в материалах дела таблицы - карты экспертной оценки качества работы среднего медицинского персонала и журнала учета экспертиз качества работы медицинского персонала за 2012 год в отношении Пантелеевой Н.В. указаны коэффициенты дефектов в разделах (л.д.76 - 77). При этом указанные показатели дефектов превышали аналогичные показатели у других работников, поэтому комиссией принято решение не премировать Пантелееву Н.В.
Ссылки в жалобе на то, что направление денежных сумм на выплаты стимулирующего характера не является правом работодателя, и на то, что занимаемые ими должности входят в перечень должностей специалистов, участвующих в реализации мероприятий программы за период на 2011 -2012 года, в течение которого они работали в МУЗ "Саткинская ЦРБ" являются несостоятельными.
На основании п. 32 Положения об оплате труда работников МУЗ "Саткинская ЦРБ" к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, характеризующие результаты труда работников и выплаты, отражающие индивидуальные характеристики работников учреждения.
Согласно п. 44 Положения выплаты, отражающие индивидуальные характеристики работников, указываются в трудовых договорах или дополнениях к ним, и выплачиваются за фактически отработанное работником время. Согласно п. 45 указанного Положения, выплаты, характеризующие результаты труда работников устанавливаются работником учреждения в виде надбавки за интенсивность работы, за высокие результаты, перевыполнение отраслевых норм нагрузки, за участие в областных и ведомственных целевых программах и другие показатели, в соответствии с "Положением о стимулирующих выплатах работникам МУЗ "Саткинская ЦРБ", принятым с учетом мнения представительного орана работников.
Таким образом, указанные выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам учреждения за фактически отработанное время, на основании решения комиссии. Поскольку установлено, что на момент принятия в ходе заседания комиссии по распределению средств в рамках
9
реализации Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012г.г. по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи **** МУЗ "Саткинская ЦРБ" 28 февраля 2013 года Белышева В.А. в трудовых отношениях с ответчиком не состояла, комиссия в ее отношении и в отношении Пантелеевой Н.В. не нашла оснований для начисления указанной выплаты, указанные доводы жалобы не являются основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 11 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пантелеевой Н.В., Белышевой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.