Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой P.M.,
судей Аброськиной Е.А., Козиной Н.М.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 29 октября 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Усть-Катава Челябинской области в интересах Самойловой Г.В. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, мнение прокурора, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Усть-Катава Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Самойловой Г.В. к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее по тексту - МСО Челябинской области) о признании бездействия, выразившегося в не предоставлении Самойловой Г.В. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 07 декабря 2010 года, незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год.
В обоснование иска указал, что Самойлова Г.В. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию бессрочно, в связи с чем имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. 07 сентября 2010 года Самойлова Г.В. обратилась в территориальный орган Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. С 01 января 2011 года обязательства Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта Российской Федерации -
Правительству Челябинской области. В соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 29 декабря 2010 года уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан санаторно-курортного лечения является МСО Челябинской области. Однако МСО Челябинской области в установленный законом срок решение о предоставлении Самойловой Г.В. путевки на санаторно-курортное лечение не принято, путевка не предоставлена.
В судебном заседании помощник прокурора Герман А.С. поддержал исковые требования.
Истец Самойлова Г.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области - Шикина Д.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец отказалась от набора социальных услуг в части предоставления санаторно-курортного лечения, в связи с чем была исключена из областного реестра и обеспечению санаторно-курортным лечением не подлежит.
Третье лицо Областное государственное казенное учреждение Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено, в судебное заседание представитель не явился.
Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области просит об отмене решения суда, указывает на то, что судом не учтены нормы материального права. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", утвержден Порядок предоставления путевок, пунктом 11 которого предусмотрено, что граждане исключаются из областного реестра граждан в определенных случаях. Истец отказался от набора социальных услуг в части предоставления санаторно-курортного лечения, в связи с чем был исключен из областного реестра и обеспечению санаторно-курортным лечением.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Самойлова Г.В. просит решение суда оставить без изменения.
Стороны, представитель третьего лица - Областного государственного казенного учреждения Государственного учреждения Челябинский
2
областной реабилитационно - физкультурный центр инвалидов "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены заказными письмами с уведомлениями о вручении, в суд не явились, причины неявки не сообщили, представитель третьего лица представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Самойлова Г.В., *** года рождения, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию бессрочно и имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О государственной социальной помощи" (л.д.8).
07 декабря 2010 года Самойлова Г.В. обратилась в ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, в связи с чем была поставлена на очередь граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, однако санаторно-курортное лечение за 2011 год ей предоставлено не было.
21 сентября 2011года Самойлова Г.В. подала в орган пенсионного фонда заявление об отказе от полного набора социальных услуг с января 2012 года (л.д.42-43).
Разрешая спор и возлагая на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность предоставить истцу санаторно-курортную путевку за 2011 год, суд первой инстанции правильно указал, что истица не утратила право на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 г., поскольку из заявления Самойловой Г.В. от 21 сентября 2011 года однозначно следует, что оплата набора услуг прекращается только с 01 января 2012 года.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах закона и мотивированы судом.
8 соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
3
Согласно ст. 6.1 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В силу п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов переданы Правительству Челябинской области с 01 января 2011 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Приказом N 22 от 27 января 2011 года Министерство социальных отношений Челябинской области наделило Областное государственное казенное учреждение Государственное учреждение Челябинский областной
4
реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам.
Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, предусмотрен заявительный порядок (п. 6) и обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление инвалида и принять соответствующее решение.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 18 июля 2012 года N 392-П "Об Административном регламенте предоставления государственной услуги "Предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение", органом, предоставляющим услугу, является Министерство социальных отношений Челябинской области. В пределах своих полномочий в предоставлении государственной услуги участвует Центр "Импульс" в части приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги и выдачи путевок на санаторно-курортное лечение (п. 8 раздел 2).
Предоставление государственной услуги осуществляется в следующие сроки: принятие решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение -не более 10 рабочих дней; принятие решения о предоставлении заявителю санаторно-курортной путевки - не более 10 рабочих дней со дня получения Минсоцотношений заявки Центра "Импульс" о потребности в предоставлении санаторно - курортных путевок; выдача заявителю путевки -не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п.9 раздел 2).
Принимая во внимание, что истец своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, она была поставлена на учет в качестве нуждающегося, сроки предоставления путевки истекли, то ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на отказ от набора социальных услуг со следующего года.
Согласно ч. 2. ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
5
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 01 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец отказалась от набора социальных услуг, в связи с чем была исключена из областного реестра, не состоятелен, так как основан на ошибочном толковании норм материального права. В силу п.4 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Истец отказалась от набора социальных услуг на следующий - 2012 год, на что указано в ее заявлении в УПФР, подача такого заявления в сентябре 2011 года в силу указанной нормы права подтверждает лишь соблюдение порядка подачи заявления на 2012 год и не свидетельствует об отказе истца от санаторно-курортной путевки на 2011 год.
Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
6
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.