Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Кузнецовой Л.А., Терехиной Н.В.,
с участием прокурора Минкиной Л.В.,
при секретаре Юсупове Р.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области, апелляционному представлению прокурора города Копейска Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2013 года по иску прокурора города Копейска Челябинской области в интересах Петровой В.Е. к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, объяснения прокурора Минкиной Л.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя администрации Копейского городского округа Челябинской области Машировой Я.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Петровой В.Е., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Копейска Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Петровой В.Е. к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с санитарно-техническими нормами, площадью не менее 18 кв.м, за счет средств субвенций социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указано, что Петрова В.Е. ***года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением заместителя главы Копейского городского округа N 161-р от 21.04.2009 Петрова В.Е. была определена в учебное заведение на полное государственное обеспечение, 27.06.2012 ею получен диплом о начальном профессиональном образовании ГБОУ НПО "Профессиональное училище N 87" г.Копейска. Своего жилья Петрова В.Е. не имеет. Министерством социальных отношений Челябинской области Петрова В.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Жилое помещение Петровой В.Е. не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Фуфачева А.А., Петрова В.Е. на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области Михайлова М.А. иск не признала.
Представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации Копейского городского округа в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Копейского городского округа предоставить Петровой В.Е. жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В апелляционной жалобе администрация Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. У администрации Копейского городского округа Челябинской области отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан.
В апелляционном представлении прокурор города Копейска Челябинской области просит дополнить резолютивную часть решения суда фразой "применительно к Копейскому городскому округу".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации Копейского
2
городского округа не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Петрова В.Е. 1991 года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец П.Е.А. умер ***, мать П.О.В. умерла ***(л.д.13-15).
Распоряжением заместителя Главы Копейского городского округа Челябинской области от 21.04.2009 N 161-р Петрова В.Е. была определена в учебное заведение на полное государственное обеспечение (л.д.16).
Петрова В.Е. обучалась в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N87" г.Копейска с 01.09.2008 по 30.06.2012 (л.д.17, 60,79).
Петрова В.Е. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Копейскому городскому округу под номером 114 (л.д.21,68,69).
Жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма Петрова В.Е. не имеет (л.д.18); зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу г.Копейск, ***, совместно с ней в жилом помещении зарегистрированы П.Н.С. ***года рождения, К.Т.Е., К.К.А. *** года рождения, К.М.А. *** года рождения, У.Ю.С. *** года рождения (л.д.31-34,78).
В соответствии с пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
з
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст.8 Закона).
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 1,17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии со ст.З Закона Челябинской области от 22.12.2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
4
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст.6 Закона).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Петрова В.Е. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Копейскому городскому округу, завершила обучение в образовательном учреждении профессионального образования, жилое помещение ей не предоставлено, и пришел к выводу о том, что она имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а обязанность по предоставлению жилого помещения Петровой В.Е. должна быть возложена на администрацию Копейского городского округа Челябинской области за счет средств субвенций из бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с положениями ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы администрации Копейского городского округа Челябинской области о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, у администрации Копейского городского округа Челябинской области отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, несостоятельны.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в силу ст.З Закона Челябинской области от 22.12.2005 N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
5
Указание в апелляционной жалобе на порядок предоставления жилых помещений названной категории граждан и на то, что Петрова В.Е. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Копейскому городскому округу, номер ее очереди на 2013 год - N 114, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Наличие указанных юридических фактов, перечисленных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 01 января 2013 года, является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст.З ГПК РФ является основанием для обращения в суд.
Поскольку Петрова В.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет и завершила обучение в образовательном учреждении профессионального образования, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, исковые требования прокурора в ее интересах удовлетворены обоснованно.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
6
Признавая решение суда первой инстанции правильным, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении") судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть указанием на предоставление Петровой В.Е. жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта (г.Копейска), в соответствии с п.1 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю и социальных гарантиях приемной семье".
Кроме того, в заявлении прокурора в качестве ответчиков указаны Правительство Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области, которые не являются надлежащими ответчиками по требованию о предоставлении жилого помещения, в связи с чем резолютивную часть решения суда необходимо дополнить указанием на отказ в удовлетворении заявления прокурора города Копейска Челябинской области в интересах Петровой В.Е. о предоставлении жилого помещения к названным ответчикам.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2013 года изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на отказ в удовлетворении заявления прокурора города Копейска Челябинской области в интересах Петровой В.Е. к Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении жилого помещения, и указанием на предоставление Петровой В.Е. жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенного применительно к условиям г.Копейска Челябинской области.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Заявление прокурора города Копейска Челябинской области в интересах Петровой В.Е. к администрации Копейского городского округа Челябинской области удовлетворить.
Обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области предоставить Петровой В.Е. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 18 кв.м,
7
благоустроенное применительно к условиям г.Копейска, за счет средств субвенций из бюджета Челябинской области.
В удовлетворении заявления прокурора города Копейска Челябинской области в интересах Петровой В.Е. к Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении жилого помещения - отказать".
В остальной части решение Копейского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.