Письмо УФНС России по г. Москве от 27 марта 2007 г. N 19-11/28227
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.
Налоговые агенты удерживают у налогоплательщиков налог на добавленную стоимость и перечисляют его в бюджет только в случаях, перечисленных в статье 161 Кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 3 поименованной статьи Кодекса при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно данной норме Кодекса, арендатор признается налоговым агентом в случаях:
- если услуга по предоставлению имущества в аренду оказана органов государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти;
- если арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателем), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и фирмой-арендатором.
Вместе с тем следует учитывать, что на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в т.ч. лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
Таким образом, арендная плата за право пользования земельным участком, взимаемая уполномоченными на то органами, освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании данной нормы Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты), обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" утвержден Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - Порядок).
Согласно данному Порядку налоговые агенты заполняют раздел 2 декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - Декларация).
Однако учитывая, что арендная плата за право пользования земельным участком в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождена от налогообложения налогом на добавленную стоимость, следовательно, налоговые агенты по данной операции раздел 2 Декларации не заполняют. Операции по передаче в аренду земельного участка показываются налоговым агентом в разделе 9 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев" декларации по налогу на добавленную стоимость.
При уплате арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой "без налога" с соответствующей регистрацией в Книге покупок и Книге продаж.
Заместитель руководителя |
Т.А. Пыхтина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены вопросы, связанные с применением НДС при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В указанном случае арендная плата за право пользования земельным участком, взимаемая уполномоченными на то органами, освобождается от НДС.
Кроме того, арендаторы данных земельных участков, выступая в качестве налоговых агентов, не заполняют раздел 2 налоговой декларации по НДС. Операции по передаче в аренду земельного участка показываются налоговым агентом в разделе 9 декларации "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев".
При уплате арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой "без налога" с соответствующей регистрацией в Книге покупок и Книге продаж.
Письмо УФНС России по г. Москве от 27 марта 2007 г. N 19-11/28227
Текст письма опубликован в журнале "Московский бухгалтер", июнь 2007 г., N 11