Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июля 2007 г. N 3803/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Зориной М.Г., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 12.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 22.08.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10850/06с60 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области - Костычев К.Н., Цай К.Б.-Х.
Заслушав и обсудив доклад судьи Зориной М.Г., а также объяснение представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Бишофит-Авангард" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области (далее - инспекция) от 19.04.2006 N 74 и от 25.05.2006 N 125, которыми обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых за февраль и март 2006 года.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2006 требование общества удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 14.02.2007 указанные судебные акты оставил без изменения.
Суды трех инстанций, установив, что общество осуществляло за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, сочли правомерным применение им понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых.
По мнению судов, согласно статье 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) воспользоваться понижающим коэффициентом по налогу на добычу полезных ископаемых могут все налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, а налогоплательщики, возместившие расходы государства на поиск и разведку полезных ископаемых, - только при наличии у них освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по состоянию на 01.07.2001.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит отменить их, так как общество не имеет права на применение понижающего коэффициента, поскольку у него отсутствовало освобождение от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. По мнению инспекции, право на уплату налога на добычу полезных ископаемых с понижающим коэффициентом 0,7 имеют только те налогоплательщики, которые осуществили поиск и разведку разрабатываемых месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств или полностью возместили государству расходы на их поиск и разведку, причем и первые, и вторые по состоянию на 01.07.2001 должны были иметь освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении требования по следующим основаниям.
До введения в действие главы 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок уплаты таких отчислений регулировался Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии со статьей 44 Закона о недрах (с учетом последующих изменений) пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, должны быть прописаны в лицензии (статья 12 Закона о недрах).
Согласно Порядку использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 (далее - Порядок использования отчислений, Порядок), пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений при разработке этих месторождений (пункт 16 Порядка). Решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 Порядка).
Неверное толкование положений Закона о недрах и Порядка использования отчислений привело суды к ошибочным выводам о том, что ранее действовавшими нормативными правовыми актами обязанность по уплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы была возложена только на пользователей недр, осуществлявших добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, а налогоплательщики, осуществлявшие поиск и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств, не платили таких отчислений.
Между тем в статье 44 Закона о недрах прямо предусматривалось следующее. Право на освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы имеют пользователи недр, как осуществившие поиск и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств, так и полностью возместившие все расходы государства на их поиск и разведку, и не делалось различий между названными категориями налогоплательщиков.
Именно поэтому с 01.01.2002 (момента, с которого было прекращено взимание с пользователей недр отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и Кодексом введена уплата налога на добычу полезных ископаемых) льгота по налогу на добычу полезных ископаемых была сохранена в качестве переходной меры для обеих упомянутых категорий налогоплательщиков, то есть для тех, кто пользовался льготой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы до введения в действие главы 26 Кодекса.
Как следует из материалов дела, обществом получена лицензия на право пользования недрами от 18.08.2000 N 00759 серии ВЛГ вида ТП с целью геологического изучения Наримановского месторождения бишофита.
В прилагаемом к лицензии лицензионном соглашении (раздел 7) указано, что общество обязуется производить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 5 процентов от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытого и реализованного бишофита.
Согласно пункту 2 статьи 342 Кодекса налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Из приведенной нормы Кодекса следует, что правом на уплату налога на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 обладают как налогоплательщики, осуществившие поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств, так и налогоплательщики, полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, только при условии, если они по состоянию на 01.07.2001 были освобождены от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений.
Поскольку общество на 01.07.2001 не было освобождено от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, выводы судов об обоснованном применении им в 2006 году понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых являются неправомерными.
Таким образом, признавая недействительным решения инспекции о доначислении обществу налога на добычу полезных ископаемых, суды неправильно применили положения законодательства о налогах и сборах.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также права и интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, поэтому в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 12.07.2006, постановление суда апелляционной инстанции от 22.08.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10850/06с60 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2007 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Бишофит-Авангард" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области от 19.04.2006 N 74 и от 25.05.2006 N 125 в части доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых за февраль и март 2006 года отказать.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум ВАС РФ указал на ошибочность выводов судов нижестоящих инстанций о правомерности применения организацией понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по НДПИ.
До введения в действие главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в порядке, предусмотренном Законом РФ "О недрах". Порядок использования указанных отчислений и освобождения от них был установлен постановлением Правительства РФ от 17.05.1996 г. N 597.
Как указал Президиум ВАС РФ, неверное толкование положений Закона о недрах и Порядка использования отчислений привело суды к ошибочным выводам о том, что ранее действовавшими нормативными правовыми актами обязанность по уплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы была возложена только на пользователей недр, осуществлявших добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, а налогоплательщики, осуществлявшие поиск и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств, не платили таких отчислений.
Между тем, до 01.01.2002 г. Законом о недрах право на освобождение от указанных отчислений предоставлялось пользователям недр, как осуществившим поиск и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств, так и полностью возместившим все расходы государства на их поиск и разведку.
Именно поэтому с 01.01.2002 г. (момента, с которого было прекращено взимание с пользователей недр отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и НК РФ введена уплата НДПИ) льгота по налогу была сохранена в качестве переходной меры для обеих упомянутых категорий налогоплательщиков, то есть для тех, кто пользовался льготой по отчислениям до 01.01.2002 г.
Из п. 2 ст. 342 НК РФ следует, что правом на уплату НДПИ с коэффициентом 0,7 обладают как налогоплательщики, осуществившие поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств, так и налогоплательщики, полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, только при условии, если они по состоянию на 01.07.2001 г. были освобождены от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений.
Поскольку организация по состоянию на 01.07.2001 г. не была освобождена от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, выводы судов об обоснованном применении ею понижающего коэффициента 0,7 к налоговой ставке по НДПИ являются неправомерными.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июля 2007 г. N 3803/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 10