Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.07 N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направляет разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 г. (далее - территориальная программа).
1. Территориальная программа включает:
1.1 Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования;
1.2 Перечни организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов;
1.3 Утвержденную стоимость территориальной программы по источникам финансирования без учета расходов федерального бюджета на дополнительное лекарственное обеспечение, национальный проект "Здоровье", целевые программы (приложение 1);
1.4 Установленные объемы медицинской помощи в медицинских учреждениях муниципальных образований и финансовые средства на выполнение этих объемов;
1.5 Установленные объемы медицинской помощи в медицинских учреждениях субъекта Российской Федерации, ведомственных и частных медицинских организациях, работающих в системе ОМС, и финансовые средства на выполнение этих объемов;
1.6 Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы;
1.7 Перечень медицинских учреждений субъекта Российской Федерации, оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
1.8 Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации в рамках территориальной программы;
1.9 Информацию по предоставлению дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), в соответствии с гл. 2 Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", включающую численность получателей необходимых лекарственных средств на момент утверждения территориальной программы;
1.10. Информацию о численности населения на момент утверждения территориальной программы по группам и категориям заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Установленные объемы медицинской помощи для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения содержат в т. ч. объемы деятельности по реализации национального проекта "Здоровье" и ОНЛС и служат основой для формирования государственного (муниципального) задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
3. Порядок разработки и финансирования выполнения государственных (муниципальных) заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроль за их реализацией осуществляются в соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 31.07.98 N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 26.04.07 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.03 N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения медицинская помощь населению оказывается в условиях:
- амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (амбулаторная помощь);
- больничных учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (стационарная медицинская помощь);
- дневных стационаров всех типов;
- учреждений скорой медицинской помощи или их структурных подразделений.
5. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 в редакции Федерального закона от 29.12.06 N 258 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.07 N 286 гражданам Российской Федерации предоставляются следующие виды медицинской помощи:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона "N 258" следует читать как "N 258-ФЗ"
- первичная медико-санитарная;
- неотложная;
- скорая, в т.ч. специализированная (санитарно-авиационная);
- специализированная, в т.ч. высокотехнологичная.
6. Первичная медико-санитарная помощь предоставляется:
- амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями преимущественно муниципальной системы здравоохранения, в т.ч. на дому, а также детям в образовательных учреждениях дошкольного и школьного типов. Единицей объема является посещение;
- больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями преимущественно муниципальной системы здравоохранения. Единицей объема является койко-день. В случаях оказания медицинской помощи в приемном отделении, консультативно-диагностических услуг в диагностических и лечебных отделениях стационара больницы, не требующих госпитализации и наблюдения за состоянием здоровья пациентов до 6 часов после проведенных лечебно-диагностических мероприятий), единицей объема является посещение;
- дневными стационарами всех типов. Единицей объема является пациенто-день.
Объемы первичной медико-санитарной помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включают профилактические осмотры населения (кроме контингентов граждан, подлежащих соответствующим медицинским осмотрам, порядок и условия проведения которых регламентируются законодательством Российской Федерации), дополнительную медицинскую помощь на основе государственного задания, а также посещения, связанные с первичным доврачебным амбулаторным приемом специалистами сестринского дела (фельдшер, акушерка, медицинская сестра).
7. Неотложная медицинская помощь предоставляется в муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях. Единицей объема является посещение как амбулаторно-поликлинического учреждения, так и на дому (в этом случае тариф на посещение в связи с оказанием неотложной помощи на дому должен включать затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы).
Для экономического обоснования расходов на неотложную медицинскую помощь рекомендуется использовать усредненные показатели в расчете на одного жителя в год: 0,96 посещения, в т.ч. 0,9 посещения учреждений здравоохранения и 0,06 посещения на дому; расчетная стоимость одного посещения в среднем (включая затраты на медикаменты и изделия медицинского назначения) - 183,1 руб., в т.ч. 140 руб. в учреждении здравоохранения и 830 руб. на дому (включая затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы). Расчетные показатели объема неотложной медицинской помощи входят в установленный норматив - 9,198 посещения и подушевой норматив финансирования Программы - 4503 руб.
Неотложная медицинская помощь осуществляется за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС. Затраты на оказание данного вида медицинской помощи, не включенные в тариф по ОМС, осуществляются за счет средств местного бюджета.
8. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная) предоставляется учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения. Единицей объема является вызов.
9. Специализированная медицинская помощь, в т.ч. высокотехнологичная, предоставляется в специализированных амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских специализированных организациях или их соответствующих структурных подразделениях, больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, дневных стационаров всех типов преимущественно государственной системы здравоохранения. Единицами объема данного вида медицинской помощи являются посещение, койко-день, пациенто-день соответственно условиям предоставления.
10. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.07 N 286.
11. Субъект Российской Федерации учитывает рекомендуемые показатели объемов медицинской помощи соответственно условиям предоставления и относительным коэффициентам их стоимости по основным профилям и специальностям (приложения 2, 3), при этом вправе самостоятельно расширять перечень специальностей в соответствии с уровнем оказания медицинской помощи в пределах рекомендуемых объемов. Объемы медицинской помощи могут быть скорректированы с учетом заболеваемости, демографического состава населения, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.
Субъектам Российской Федерации рекомендуется устанавливать дифференцированные территориальные нормативы объемов, прежде всего скорой медицинской помощи, с учетом территориальной доступности бюджетных услуг (плотности транспортных путей постоянного действия, расселения и проживания жителей региона в труднодоступных районах, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доли населения, проживающего в мелких населенных пунктах), а также демографических особенностей региона (удельного веса жителей в возрасте от 0 до 17 лет и старше трудоспособного возраста).
Рекомендуется использование дифференцированных нормативов объемов скорой медицинской помощи, рассчитанных на одного жителя в год, до 0,330 для Пермского края, республик Карелия, Коми, Бурятия, Еврейской автономной области, Амурской, Томской, Мурманской, Тюменской областей и до 0,360 для Красноярского и Хабаровского краев, Архангельской, Сахалинской, Иркутской, Камчатской, Магаданской областей, Чукотского, Корякского, Эвенкийского автономных округов.
Применение данных нормативов возможно при условии соблюдения законодательства Российской Федерации по разграничению полномочий в сфере здравоохранения, а также отделения неотложной медицинской помощи от скорой, сбалансированности территориальных объемов медицинской помощи по всем видам, наличия соответствующих ресурсов в регионе.
12. Медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также их лечение осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и обязательного медицинского страхования.
13. Оказание медицинской помощи при заболеваниях зубов и полости рта входит в базовую программу ОМС, поскольку данные заболевания в соответствии с МКБ-10 относятся к болезням органов пищеварения.
При планировании и учете объемов гарантируемой стоматологической помощи населению по территориальной программе на 2008 г. учитываются как посещения, так и УЕТ. При пересчете УЕТ в посещения рекомендуется использовать переводные коэффициенты, сложившиеся в субъекте Российской Федерации в зависимости от используемых ресурсов и технологий, а также организации стоматологической помощи.
14. Прочие медицинские и иные услуги в соответствии с разделом III постановления Правительства РФ от 15.05.07 N 286 предоставляются за счет средств соответствующих бюджетов в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях, включая детские, а также в санаториях для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, станциях переливания крови, центрах крови, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях.
15. Утвержденные Правительством Российской Федерации финансовые нормативы являются минимальными.
Субъект Российской Федерации при расчете стоимости территориальной программы государственных гарантий учитывает районные коэффициенты.
16. Расчет стоимости территориальной программы ОМС и страхового взноса на ОМС неработающего населения рекомендуется осуществлять по методике, представленной в приложении 4.
17. Оценку стоимости территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации следует проводить:
а) с учетом финансирования организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, по всем статьям расходов;
б) с учетом финансирования организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, по статьям расходов, установленных для оплаты из средств ОМС.
18. Тарифы на медицинскую помощь устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением.
19. В соответствии c Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 в редакции Федерального закона от 29.12.06 N 258 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и Федеральным законом от 31.07.98 N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 26.04.07 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.07 N 286 и иными нормативно-правовыми актами орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации совместно с территориальным фондом ОМС обеспечивают подготовку к введению с 01.01.2008 раздельного учета объемов медицинской помощи и их финансирования по видам в соответствии с условиями предоставления в организациях здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий (приложение 5).
Зам. Министра |
В.И. Стародубов |
И.о. директора Федерального фонда |
Д.В. Рейхарт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены вопросы формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 год.
Установленные объемы медицинской помощи для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения содержат в том числе объемы деятельности по реализации национального проекта "Здоровье" и ОНЛС и служат основой для формирования государственного (муниципального) задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Разъясняется порядок установления нормативов объема оказания первичной медико-санитарной помощи, неотложной медицинской помощи, скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной, высокотехнологичной) медицинской помощи. Определена единица объема каждого из видов медицинской помощи.
Субъект РФ учитывает рекомендуемые показатели объемов медицинской помощи соответственно условиям предоставления и относительным коэффициентам их стоимости по основным профилям и специальностям, при этом вправе самостоятельно расширять перечень специальностей в соответствии с уровнем оказания медицинской помощи в пределах рекомендуемых объемов. Объемы медицинской помощи могут быть скорректированы с учетом заболеваемости, демографического состава населения, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.
Субъектам РФ рекомендуется устанавливать дифференцированные территориальные нормативы объемов, прежде всего скорой медицинской помощи, с учетом территориальной доступности бюджетных услуг (плотности транспортных путей постоянного действия, расселения и проживания жителей региона в труднодоступных районах, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доли населения, проживающего в мелких населенных пунктах), а также демографических особенностей региона (удельного веса жителей в возрасте от 0 до 17 лет и старше трудоспособного возраста).
Тарифы на медицинскую помощь устанавливаются в субъекте РФ тарифным соглашением.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федерального фонда ОМС от 6 августа 2007 г. NN 5922-ВС, 5784/20-И "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год"
Текст письма опубликован в журнале "Здравоохранение", 2007 г., N 12