Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 апреля 2007 г. N 03-11-04/3/126
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 2 марта 2007 г N 03 по вопросам применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту и строительству жилья и других построек, и на основании информации, представленной в письме, сообщает следующее.
1. Согласно статье 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
При этом исходя из статьи 346.27 Кодекса под бытовыми услугами следует понимать платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению только по коду 010000 - "Бытовые услуги" (далее - ОКУН).
К бытовым услугам, в том числе, относятся услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (код 016000 ОКУН - "Ремонт и строительство жилья и других построек").
Таким образом, оказание услуг по ремонту и строительству жилья и других построек физическим лицам (населению) подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Что касается вопроса постановки на налоговый учет в отношении указанной предпринимательской деятельности, то необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные статьей 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления и производить уплату единого налога, введенного в муниципальных районах, городских округах и городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Таким образом, в данном случае местом осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг населению по ремонту и строительству жилья и других построек, являются те муниципальные районы и городские округа, а также районы городских округов, на территории которых организация непосредственно осуществляет указанную деятельность, то есть независимо от места заключения договоров на оказание этих услуг и получения за них оплаты.
Исходя из вышеизложенного организация должна встать на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту и строительству жилья и других построек.
Формы заявлений и уведомлений о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, а также перечень документов, представляемых одновременно с указанными заявлениями, утверждены Приказом МНС России от 19 декабря 2002 г. N БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности".
Следует отметить, что согласно пункту 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 на налогоплательщиков, вставших на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному основанию.
В связи с этим организация не обязана вставать на налоговый учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в тех налоговых органах, в которых она состоит на налоговом учете по иным основаниям.
Также необходимо учитывать, что в случае, если организация осуществляет указанную выше предпринимательскую деятельность на территории одного муниципального образования, обслуживаемого разными налоговыми инспекциями, то она может встать на налоговый учет в одном из налоговых органов по месту осуществления деятельности в данном муниципальном образовании.
Если же организация осуществляет деятельность по оказанию услуг по ремонту и строительству жилья и других построек на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых разными налоговыми инспекциями, то организация обязана встать на налоговый учет в налоговом органе по каждому месту осуществления данной деятельности в каждом из муниципальных образований, в которых осуществляется указанная предпринимательская деятельность.
При этом следует учитывать, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора, согласно положениям статьи 44 Кодекса, возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается при возникновении обстоятельств, предусмотренных данной статьей Кодекса.
Обстоятельством, с которым Кодекс связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате единого налога на вмененный доход, является осуществление таким налогоплательщиком видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход согласно статье 346.26 Кодекса.
При отсутствии (прекращении существования) указанного обстоятельства у налогоплательщика не возникает (прекращается) и обязанность по уплате данного налога (подпункт 5 пункта 3 статьи 44 Кодекса).
Таким образом, у налогоплательщиков, временно приостановивших в течение налогового периода осуществление предпринимательской деятельности, подпадающей под действие главы 26.3 Кодекса, отсутствует (утрачивается) обязанность по уплате единого налога на вмененный доход за те налоговые периоды (календарные месяцы налогового периода), в течение которых такая предпринимательская деятельность ими не велась.
Вместе с тем, исходя из норм главы 26.3 Кодекса, указанные налогоплательщики не освобождаются от обязанности представлять за налоговые периоды, в течение которых ими предпринимательская деятельность временно не велась, налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход.
Данная позиция подтверждается Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71.
Временное приостановление предпринимательской деятельности в течение налогового периода фиксируется налогоплательщиками в налоговых декларациях по единому налогу на вмененный доход путем проставления прочерков по соответствующим кодам строк (050-070 и 120-140) раздела 2 декларации, а также по всем кодам строк раздела 3 декларации (если деятельность не осуществлялась в течение всего налогового периода и являлась единственной, облагаемой единым налогом на вмененный доход, для налогоплательщиков).
При этом осуществление налогоплательщиками деятельности в течение неполного календарного месяца налогового периода не может служить основанием для проставления ими прочерков по соответствующим данному календарному месяцу кодам строк раздела 2 декларации.
Кроме того, обращаем внимание, что в случае временного приостановления деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, подтверждающие данный факт.
2. При исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг следует использовать физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" (пункт 2 статьи 346.29 Кодекса).
При этом исходя из норм статьи 346.27 Кодекса под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Согласно пункту 84 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовым состоянии# организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденного Постановлением Росстата от 3 ноября 2004 г N 50, среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деление полученной суммы на число календарных дней месяца.
Если организация осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению бытовых услуг на территории нескольких муниципальных образований, то при исчислении единого налога на вмененный доход по месту осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг по каждому муниципальному образованию в отдельности следует учитывать общую численность работников, занятых оказанием данных услуг на территории данного муниципального образования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2.
Указанный коэффициент определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 Кодекса.
В связи с этим, названные органы власти могут самостоятельно определять значения факторов, учитывающих уровень доходности отдельных видов деятельности.
В целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение коэффициента К2 определяется как отношение календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в этом месяце.
Указанная корректировка коэффициента К2 осуществляется налогоплательщиком самостоятельно по каждой территории.
3. В отношении оказания услуг по ремонту и строительству в рамках агентского договора обращаем внимание на то, что возникновение прав и обязанностей у той или иной стороны агентского договора зависит, прежде всего, от условий, на основании которых заключен такой договор, и в первую очередь от условия, определяющего сторону сделки (агент или принципал), от имени которой будут совершаться юридические и иные действия.
Соответственно, если организация (агент) будет осуществлять ремонтные и строительные работы от своего имени, но за счет принципала (контрагента), заключая договор подряда на указанные работы с третьим лицом от своего имени (но не от имени принципала), то в такой ситуации плательщиком единого налога на вмененный доход должна являться именно организация - агент.
Если же указанные выше действия будут осуществляться от имени и за счет принципала, в том числе заключение договора подряда на выполнение ремонтных и строительных работ с третьим лицом, то плательщиком единого налога на вмененный доход будет являться принципал.
4. Учитывая, что помимо указанной выше предпринимательской деятельности организация также осуществляет производство строительных материалов с последующей их реализацией покупателям, необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в том числе, реализация продукции собственного производства (изготовления).
Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации продукции собственного производства через объекты розничной торговли не подпадает под действие главы 26.3 Кодекса.
Поэтому, осуществляемая организацией деятельность по реализации произведенных ею строительных материалов (продукции собственного производства) не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту и строительству жилья и других построек.
Оказание услуг по ремонту и строительству жилья и других построек физическим лицам (населению) подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД. В то же время деятельность по реализации произведенных организацией строительных материалов (продукции собственного производства) не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД. В отношении оказания услуг по ремонту и строительству в рамках агентского договора Минфин России обращает внимание, что если организация-агент будет осуществлять ремонтные и строительные работы от своего имени, но за счет принципала (контрагента), заключая договор подряда на указанные работы с третьим лицом от своего имени (но не от имени принципала), то в такой ситуации плательщиком ЕНВД должна являться именно организация-агент. Если же указанные действия будут осуществляться от имени и за счет принципала, то плательщиком ЕНВД будет являться принципал.
Также даны разъяснения по порядку исчисления ЕНВД и по вопросу постановки на налоговый учет в качестве налогоплательщиков ЕНВД.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 апреля 2007 г. N 03-11-04/3/126
Текст письма официально опубликован не был