Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 октября 2007 г. N 03-11-04/3/403
См. комментарий к настоящему письму
См. также письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 ноября 2008 г. N 03-11-04/3/534 и от 12 февраля 2009 г. N 03-11-09/48
Вопрос: Наша организация занимается распространением наружной рекламы. Почти за три года применения единого налога на вмененный налог на распространение рекламы законодатели так и не внесли ясность в некоторые аспекты его расчета. Письменные разъяснения ФНС России и Минфина РФ подчас по одному и тому же вопросу противоречат друг другу.
Прошу Вас дать ответы на следующие вопросы:
1. Надо ли начислять ЕНВД на информационные поля стационарных технических средств наружной рекламы, если они фактически не использовались в течение календарного месяца в виду отсутствия заказчика (арендатора)? Как подтверждать не использование рекламных поверхностей, если это необходимо?
2. При формировании адресных программ заказчиков наравне со своими рекламными площадями иногда приходится арендовать их у партнеров-владельцев объектов наружной рекламы, которые также оплачивают ЕНВД. Подлежат ли такие арендованные площади обложению ЕНВД или надо оформлять агентские договоры и платить общие налоги?
3. Надо ли при раздельном учете пропорционально доходам по различным видам деятельности распределять расходы, в том числе зарплату, если фактически по посреднической деятельности затрат не было? В частности, владелец фирмы, не являющийся штатным сотрудником организации, поручает сдавать в аренду объект недвижимости по договору управления. При этом весь документооборот он ведет сам, не получая денежного вознаграждения за данную работу.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 28 августа 2007 г. N 12 по вопросам применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
По вопросу N 1. В соответствии с пунктом 6 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 названной статьи Кодекса, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Кодекса.
При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
Указанная корректировка значений коэффициента К2 исходя из количества дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца производится, если предпринимательская деятельность осуществляется не полный календарный месяц, в том числе по отдельным объектам ведения предпринимательской деятельности. Например, в розничной торговле такими объектами являются магазины, павильоны, ларьки, киоски и т.п.
Однако корректировка значений коэффициента К2 в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении единого налога на вмененный доход (например, исходя из фактического времени использования конкретных средств наружной рекламы ввиду отсутствия заказчиков услуг по распространению рекламы), главой 26.3 Кодекса не предусмотрена. При этом налогоплательщик, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по распространению (размещению) наружной рекламы, но фактически не использовавший в течение календарного месяца средства наружной рекламы, обязан уплачивать указанный налог.
По вопросу N 2. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в виде распространения и (или) размещения наружной рекламы. Распространение и (или) размещение наружной рекламы - это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц к рассчитанной на визуальное восприятие (статья 346.27 Кодекса).
При этом в целях исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход в отношении указанного вида предпринимательской деятельности в качестве физического показателя используется площадь информационных полей средств наружной рекламы, как принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, так и принадлежащих на основании договоров аренды (иных вещных прав).
По вопросу N 3. На основании пункта 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
При этом налогоплательщики, применяющие наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности упрощенную систему налогообложения, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (пункт 8 статьи 346.18 Кодекса).
В том случае, если налогоплательщик совмещает уплату единого налога на вмененный доход с уплатой налога на прибыль организаций, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (пункт 1 статьи 272 Кодекса).
Пунктом 9 статьи 274 Кодекса предусмотрено, что в случае невозможности разделения расходов по разным режимам налогообложения эти расходы распределяются пропорционально доле доходов, полученных по каждому режиму налогообложения, в общем доходе организации по всем видам деятельности.
При этом следует иметь в виду, что пунктом 7 статьи 274 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В целях исчисления налога на прибыль организаций суммы расходов, исчисленные по итогам месяца по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, суммируются нарастающим итогом за период с начала налогового периода до отчетной даты.
Одновременно сообщаем, что налоговая база по единому социальному налогу в виде сумм выплат и вознаграждений, исчисленных по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, определяется каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по единому социальному налогу за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца отчетного периода (года). При этом для исчисления вышеназванного удельного веса используются показатели выручки, определяемые за соответствующий месяц.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны некоторые разъяснения по вопросам применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы.
Указано, что корректировка значений коэффициента К2 в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении ЕНВД (например, исходя из фактического времени использования конкретных средств наружной рекламы ввиду отсутствия заказчиков услуг по распространению рекламы), НК РФ не предусмотрена. При этом налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по распространению (размещению) наружной рекламы, но фактически не использовавший в течение календарного месяца средства наружной рекламы, обязан уплачивать указанный налог.
Кроме того, в целях исчисления и уплаты ЕНВД в отношении указанного вида предпринимательской деятельности в качестве физического показателя используются информационные поля наружной рекламы, как принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, так и принадлежащих на основании договоров аренды (иных вещных прав).
В том случае, если налогоплательщик совмещает уплату единого налога на вмененный доход с уплатой налога на прибыль организаций, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 октября 2007 г. N 03-11-04/3/403
Текст письма официально опубликован не был