Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 марта 2008 г. N 03-03-06/1/200
См. также письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 июня 2008 г. N 03-03-06/1/351 и от 19 августа 2008 г. N 03-03-06/1/171 и письмо Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. N 03-03-04/7
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с получением лицензии на пользование недрами, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения данных лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.
К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:
расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
расходы на приобретение геологической и иной информации;
расходы на оплату участия в конкурсе.
В случае, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов. При этом амортизация данного нематериального актива начисляется в порядке, установленном статьями 256 - 259 Кодекса.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (разовые платежи за пользование недрами).
Поскольку уплата разовых платежей является лицензионным требованием и условием, то есть является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, уплата таких разовых платежей не может рассматриваться как расход, осуществленный в целях приобретения лицензии, и, соответственно, включаемый в стоимость нематериального актива.
Учитывая изложенное, суммы разовых платежей следует учитывать организации-недропользователю в составе прочих расходов.
Что касается порядка учета сумм задатка, то в соответствии с пунктом 32 статьи 270 Кодекса расходы в виде задатка при определении налоговой базы не учитываются. Поэтому сумма задатка для целей налогообложения прибыли в состав расходов не включается.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов. При этом расходы в виде задатка при определении налоговой базы не учитываются.
Поскольку уплата разовых платежей является лицензионным требованием и условием, то есть является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, уплата таких разовых платежей не может рассматриваться как расход, осуществленный в целях приобретения лицензии, и, соответственно, включаемый в стоимость нематериального актива. Суммы указанных разовых платежей следует учитывать организации-недропользователю в составе прочих расходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 марта 2008 г. N 03-03-06/1/200
Текст письма официально опубликован не был