В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися урегулирования разногласий при согласовании единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (далее - ЕТП), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", рекомендует арбитражным судам исходить из следующего.
1. Согласно статьям 58, 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктам 5.3, 5.4, 5.8-5.10 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 N 26), пункту 5.3.12 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397), а также Административному регламенту Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных станций примыкания и выдаче заключений по ним (утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.12.2006 N 171) не урегулированные в установленном порядке разногласия между владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцами железнодорожных путей необщего пользования по условиям ЕТП направляются в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое по каждому спорному пункту подготавливает соответствующее заключение.
Учитывая, что ЕТП является документом, регулирующим отношения между владельцем инфраструктуры и владельцем железнодорожных путей необщего пользования по вопросам функционирования станции примыкания и железнодорожных путей необщего пользования, и что разногласия возникают в части применения специальных положений, регламентирующих технические и технологические вопросы в работе железнодорожного транспорта, споры по ЕТП арбитражному суду неподведомственны.
2. В соответствии с пунктом 2.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания.
Поэтому, если в ходе рассмотрения преддоговорного спора по условиям такого договора будет установлено, что он касается вопросов, связанных с не согласованными сторонами разногласиями по ЕТП, арбитражный суд принимает исковое заявление к производству и рассматривает преддоговорный спор по существу при условии соблюдения сторонами процедуры согласования разногласий по ЕТП, установленной названными в пункте 1 настоящего письма актами.
Решение арбитражного суда по такому спору принимается с учетом заключения Федерального агентства железнодорожного транспорта по неурегулированным вопросам ЕТП и иных доказательств по делу.
При несоблюдении сторонами установленной процедуры согласования разногласий по ЕТП исковое заявление по преддоговорному спору подлежит оставлению без рассмотрения (пункт 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Председатель |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для сведения судов подготовлена информация по вопросам, касающимся урегулирования разногласий при согласовании единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (ЕТП).
Как указал Президиум ВАС РФ, судам следует учитывать, что не урегулированные в установленном порядке разногласия между владельцами инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования и владельцами ж/д путей необщего пользования по условиям ЕТП направляются в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), которое по каждому спорному пункту подготавливает соответствующее заключение.
ЕТП является документом, регулирующим отношения между указанными владельцами по вопросам функционирования станции примыкания и ж/д путей необщего пользования. Разногласия при согласовании ЕТП возникают в части применения специальных положений, регламентирующих технические и технологические вопросы в работе ж/д. Поэтому споры по ЕТП арбитражному суду неподведомственны.
Кроме того, как отметил Президиум, договоры на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования должны учитывать единые технологические процессы работы ж/д необщего пользования и станций примыкания. Поэтому, если в ходе рассмотрения преддоговорного спора по условиям такого договора будет установлено, что он касается вопросов, связанных с несогласованными сторонами разногласиями по ЕТП, арбитражному суду необходимо принять исковое заявление к производству и рассмотреть преддоговорный спор по существу при условии соблюдения сторонами процедуры согласования разногласий по ЕТП (то есть с учетом вышеуказанных заключений Росжелдора). Необходимо иметь в виду, что при несоблюдении сторонами процедуры согласования разногласий по ЕТП исковое заявление по преддоговорному спору подлежит оставлению без рассмотрения.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2008 г. N 125 "Об урегулировании разногласий, возникающих при согласовании единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания"
Текст письма опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 5
Информационное письмо размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 10.04.2008