Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М.В.,
судей Цуркан Л.С., Колесник Н.А.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2013 года апелляционную жалобу Администрации Озерского муниципального района на решение Озёрского городского суда Московской области от 27 ноября 2012 года по делу по иску Юдаевой Галины Николаевнык Администрации Озерского муниципального района о признании права на пенсию,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца, представителей истца и ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Юдаева Г.Н.обратилась с иском, в котором просила признать за ней право на пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, и назначить ей данную пенсию с момента увольнения из администрации Озерского муниципального района Московской области - с 24 августа 2012 года, ссылаясь на то, что истец более 21 года выполняла работу (службу), подлежащую включению в стаж государственной гражданской и муниципальной службы в Московской области, дающей право на пенсию за выслугу лет, при необходимом стаже в 10 лет, но администрация Озерского муниципального района Московской области неправомерно исключила из муниципального стажа период ее работы с 03.04.1990 года по 15.11.2004 года в должности освобожденного члена Президиума Московского областного профсоюза работников текстильной и легкой промышленности, преднамеренно ввела в заблуждение относительно основания увольнения, произведя увольнение по соглашению сторон, хотя истец обращалась с заявлением об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, и необоснованно отказала истцу в назначении пенсии за выслугу лет.
Представитель Администрации Озерского муниципального района с требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, указывая на то, что истец уволена в связи с расторжением договора по соглашению сторон, что не дает ей права на назначение пенсии за выслугу лет, оснований для изменения формулировки увольнения не имеется и срок по данному виду спора пропущен.
Решением Озерского городского суда Московской области от 27.11.2012 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрации Озерского муниципального района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Юдаева Г.Н.11.02.2010 года была назначена на должность заместителя начальника управления по правовым вопросам, ГО ЧС и безопасности администрации Озерского муниципального района и с ней был заключен трудовой договор N 111 от 11.02.2010 года.
Распоряжением Главы Озерского муниципального района N63-РЛ от 16.03.2010 года истцу засчитан в стаж муниципальной службы время работы в должности заместителя генерального директора ОАО ТФ "Ока"с 15.11.2004 года по 16.02.2009 года и установлена надбавка за выслугу лет.
Согласно протоколу N160 заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим от 15.03.2010 года истице засчитан в стаж муниципальной и государственной службы периоды службы (работы): освобожденным председателем профкома ОАО ТФ "Ока"в период с 03.04.1990 года по 15.11.2004 года, государственная служба в избирательной комиссии Московской области с 10.02.2010г. по 29.09.2009 года, а также период работы работа в должности зам. генерального директора ОАО ТФ "Ока"и установлена соответствующая надбавка к заработной плате.
Из материалов дела усматривается, что 24.08.2012 года трудовой договор расторгнут по соглашению сторон по п.1 ч.1 с.77 ТК РФ.
Согласно протоколу N7 заседания комиссии по назначению пенсии за выслугу лет и установлению стажа муниципальной службы в администрации Озерского района от 21.08.2012 года было предложено исключить из стажа муниципальной службы Юдаевой Г.Н.период ее работы освобожденным председателем профкома ОАО ТФ "Ока"в период с 03.04.1990 года по 15.11.2004 года - 14 лет 07 мес.13 дней как неправомерно включенный и уменьшить ежемесячную надбавку к должностному окладу.
Согласно распоряжению Главы Озерского муниципального района от 21.08.2012 г. N 367 - РЛ принято предложение комиссии по установлению стажа муниципальной службы об исключении из стажа муниципальной службы Юдаевой Г.Н.периода работы в размере 14 лет 7 месяцев 13 дней, в связи с чем, стаж муниципальной службы составил 7 лет 04 месяца 22 дня.
Из материалов дела следует, что Юдаева Г.Н.является получателем трудовой пенсии по старости с 20.07.2011 г.
01.10.2012 года Юдаева Г.Н.обратилась с заявлением в Администрацию Озерского муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет.
04.10.2012 года, согласно ответу Главы администрации Озерского муниципального района, истцу в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Московской области от 11.11.2002 года N 118/2002-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области" отказано со ссылкой на то, что она уволена по основаниям не входящим в перечень обозначенный п.2 ст.1 Закона Московской области от 11.11.2002 года N 118/2002-03.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком, в нарушение Закона МО от 31.10.2008 года N 164/2008-ОЗ "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области, исключен из стажа муниципальной службы период работы истицы освобожденным председателем профкома ОАО ТФ "Ока"в период с 03.04.1990 года по 15.11.2004 года, а положения ст. 1 Закона Московской области от 11.11.2002 года N 118/2002-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области", предусматривающей право на пенсию за выслугу лет только лишь лицам, уволенным по основаниям, указанным в настоящей статьей и не предусматривающей право на получение пенсии за выслугу лет лицам, уволенным из органов местного самоуправления по другим основаниям, противоречащими Федеральному закону от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральному закону от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части необоснованности исключения из стажа муниципальной службы истицы периода ее работы освобожденным председателем профкома ОАО ТФ "Ока"в период с 03.04.1990 года по 15.11.2004 года. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ст. 4 Закона Московской области от 11.11.2002 года N 118/2002-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области" лицам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, а также лицам, замещавшим муниципальную должность менее 1 года, пенсия за выслугу лет назначается при наличии на дату увольнения из органа местного самоуправления не менее 10 лет стажа муниципальной службы у женщин и 12,5 лет стажа муниципальной службы у мужчин.
Стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Московской области.
Согласно ст. 4 настоящего Закона в стаж гражданской службы Московской области, применяемый для назначении пенсии за выслугу лет, и в стаж муниципальной службы включаются периоды службы (работы), предусмотренные ст. 3 настоящего закона.
В соответствии со ст. 3 Закона в стаж гражданской службы Московской области, применяемый для установления лицам, замещающим государственные должности Московской области, и государственным гражданским служащим Московской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе Московской области, для определения государственным гражданским служащим Московской области продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу Московской области включаются периоды службы (работы), перечисленные в указанной статье, а также, установленные Указом Президента РФ от 19.11.2007 года N 1532 и перечисленные в приложении к настоящему Закону.
В соответствии с п.п. "л" п. 18 приложения к Закону Московской области от 31.10.2008 N 164/2008-03 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области" - периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также организациях и отдельные функции государственного управления, по 31.12.1991 года, в том числе ... в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, не включая время работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Согласно постановлению N 36 от 03.04.1990 года Московского областного профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Юдаева Г.Н.зачислена в штат освобожденным членом Президиума Московского областного профсоюза работников текстильной и легкой промышленности.
Согласно приказу N223 от 15.11.2004 года Московского областного профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Юдаева Г.Н.освобождена от должности освобожденного члена Президиума Московского областного профсоюза работников текстильной и легкой промышленности.
Согласно выпискам из платежных ведомостей истец в период с 03.04.1990 года по 15.11.2004 года получала заработную плату в Московском областном профсоюзе работников текстильной и легкой промышленности.
Согласно справке архива администрации Озерского района сведений о начислении истцу заработной платы в период с 03.04.1990 года по 15.11.2004 года по х\б комбинату "Рабочий" ( ОАО ТФ "Ока")не обнаружено.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что указанный период должен учитываться при исчислении стажа муниципальной службы.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии противоречия между положениями ст. 1 Закона Московской области от 11.11.2002 года N 118/2002-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области", предусматривающей право на пенсию за выслугу лет только лишь лицам, уволенным по основаниям, указанным в настоящей статьей и не предусматривающей право на получение пенсии за выслугу лет лицам, уволенным из органов местного самоуправления по другим основаниям, и Федеральными законами от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 27.07.2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 1 Закона Московской области от 11.11.2002 года N 118/2002-03 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области" право на пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии с настоящим Законом, имеют лица, замещавшие на 01.09.1995 и позднее на постоянной основе муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса) в органах местного самоуправления и уволенные с этих должностей в связи с истечением срока полномочий (для выборных должностных лиц), истечением срока полномочий представительного органа (для лиц, замещавших должность депутата представительного органа) или истечением срока полномочий избирательной комиссии (для членов избирательной комиссии), а также в связи с досрочным прекращением полномочий в случаях:
1 Добровольного сложения с себя полномочий при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III и II степени (далее - инвалидность I, II группы);
2) преобразования или упразднения муниципального образования.
2. Лица, замещавшие на 01.09.95 и позднее должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления (далее - муниципальные служащие) и уволенные с этих должностей в связи:
1) с истечением срока действия срочного служебного контракта, заключенного с
муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы категории
"руководители" или "помощники (советники)";
2) с ликвидацией органа местного самоуправления, а также в связи с сокращением
его штата;
3) с расторжением трудового договора (контракта) по инициативе муниципального
служащего (по собственному желанию) в связи с выходом на пенсию;
4) с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности
муниципальной службы.
Лица, уволенные из органов местного самоуправления по другим основаниям, права на назначение пенсии за выслугу лет не имеют.
В своем Определении от 15.01.2008 года N 107-О-О и Определении от 13.10.2009 года N 1190-О-О Конституционный Суд РФ указал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Что касается довода истицы о противоречии ст. 1 Закона Московской области от 11.11.2002 года N 118/2002-03 ст. 19 Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в части установления оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, то судебная коллегия находит его необоснованным, поскольку ст. 1 Закона МО не ограничивает работодателя прекращать трудовые отношения по иным основаниям, а содержит лишь ограничения в связи с назначением пенсии за выслугу лет.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для назначении истице пенсии за выслугу лет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Озёрского городского суда Московской области от 27 ноября 2012 года - отменить, постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Юдаевой Галине Николаевнек Администрации Озерского муниципального района о признании права на пенсию - отказать
Апелляционную жалобу Администрации Озерского муниципального района - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.