Судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда в составе
председательствующего судьи Самородова А.А., судей Киселёва И.И. и Карташова А.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Московской области Григорьева Д.Н.,
рассмотрела в открытом заседании апелляционную жалобу Зинченко Е.М. на постановление судьи Раменского городского суда Московской области от 17 января 2013 года, которым жалоба заявителя о признании незаконным постановления дознания об отказе в возбуждении уголовного дела по факту взрыва бытового газа в жилом помещении, отклонена.
Заслушав доклад судьи Киселёва И.И., мнение прокурора, полагавшего постановление суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, выслушав заинтересованное лицо Зинченко Е.М. и адвоката Ширшова Ю.Ф., поддержавших доводы жалобы, коллегия
УСТАНОВИЛА:
автор жалобы требует отменить судебное решение, как незаконное. Излагая обстоятельства, утверждает, что суд не разобрался в проблеме и необоснованно отклонил жалобу на действия дознания, отказавшего в возбуждении дела по факту взрыва газа в её квартире. Анализируя затем имеющиеся материалы, убеждает, что проверка заявления о преступлении проведена неполно и без учёта показаний всех очевидцев происшедшего. Ссылаясь далее на выводы независимого специалиста, доказывает, что экспертиза, проведённая дознанием в ходе проверки, ущербна, поскольку не учитывает тот факт, что представители эксплуатирующих организаций халатно отнеслись к исполнению возложенных обязанностей. Сообщая в заключение о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам, по изложенным основаниям просит вернуть дело на новое разбирательство.
Дополняя приведённые аргументы в заседании апелляционной инстанции, Зинченко настаивала, что в результате недобросовестных действий должностных лиц, её имуществу и здоровью близких причинён существенный вред, а по данной причине представители эксплуатирующих организаций обязаны нести ответственность по ст. 216 УК РФ.
Заслушав позиции сторон и проверив материалы, представленные в заседание, коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта. Сделанный судом вывод о том, что по факту взрыва газа в квартире Зинченко принято надлежащее правовое решение, основан на фактических материалах и соответствует закону.
Как видно из дела, автор жалобы длительное время безуспешно добивается от управления МВД РФ "Раменское" возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц, ответственных, по её мнению, за взрыв газа, накопившегося в квартире. Причиной же утечки газа, как следует из материалов, явился пробой гибкого шланга плиты, который, в свою очередь, был повреждён зафиксированным замыканием квартирной электропроводки.
Видно из дела и то, как органом дознания по итогам проведённой проверки, установлено, что расплавленные отверстия, обнаруженные на газовом шланге, и ставшие главной причиной утечки газа, находились не на скреплённом стыке шлага и плиты, а на определённом удалении, и образовались не в результате халатности должностных лиц, а из-за электрокоррозии, развившейся вследствие того, что плита и духовка были подключены к электросети, а розетка, через которую производилось такое соединение, была повреждена.
Обоснованно расценив это обстоятельство, как определяющее, суд первой инстанции резонно констатировал, что проверка обстоятельств взрыва газа в квартире заявителя 01 января 2011 года сотрудниками управления МВД "Раменское" проведена надлежащим образом, а никаких весомых доказательств, свидетельствующих о том, что вред имуществу и здоровью семьи Зинченко причинён именно в результате преступной халатности представителей эксплуатирующих организаций, пострадавшей не представлено.
Не осталась без соответствующей оценки дознания, как следует из судебного решения, и эффективность действий аварийных служб, ответственных за бесперебойное поступление электроэнергии в дом пострадавшей. Как следует из материалов, сотрудник ЦИДАС Г, занимавшийся по заявкам граждан устранением проблем с электричеством 01 января 2011 года, не только ликвидировал малоточное искрение в одной из квартир дома Зинченко, но и установил, что кто-то из собственников жилья произвёл у себя в помещении незаконное заземление, однако ввиду невозможности отключения автомата, находившегося в коридоре, закрытом жильцами дома, прекратить поступление электроэнергии в жилые помещения, в том числе, и в квартиру N "данные изъяты"принадлежащую пострадавшей, монтёру так и не удалось.
Расценивает как несостоятельные коллегия, и доводы жалобы о том, что представители эксплуатирующих структур несут прямую ответственность за состояние электрооборудования в пострадавшем помещении. Как видно из документов, Зинченко проживает не в социальном жилье, а является собственником квартиры. В соответствии со ст.30 ЖК РФ именно на собственнике жилого помещения лежит бремя ответственности за поддержание принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, в том числе, и за исправностью функционирующих в квартире розеток и проложенных электрокоммуникаций.
Не может согласиться коллегия и с мнением Зинченко о том, что заключение приглашённого эксперта Бставит под сомнение выводы дознания. Из представленных материалов усматривается, что выводы дознания о причинах пробоя шланга плиты базировались не только на показаниях свидетелей и специальном акте технических служб, но и на сведениях, полученных в результате осмотра места происшествия. А как следует из протокола осмотра от 01 января 2011 года, подкреплённого соответствующей фотофиксацией, расплавленные отверстия, обнаруженные на газовом шланге, и ставшие главной причиной утечки газа, образовались именно из-за электрокоррозии, развившейся по причине того, что розетка, через которую производилось соединение плиты с электросетью, была повреждена.
Не служат основанием для отмены решения суда первой инстанции и аргументы заявителя о том, что дознанием по делу проведена поверхностная проверка причин взрыва. Как видно из материалов, ввиду неполного исследования обстоятельств причинения ущерба имуществу и здоровью Зинченко, многочисленные акты, вынесенные управлением МВД "Раменское" по настоящему делу, неоднократно отменялись органами прокуратуры. Последняя отмена такого решения и соответствующие указания о проведении дополнительной проверки прокурором дознанию даны 23 марта 2012 года. В настоящее время, однако, как следует из документов, требования прокурора дознанием выполнены в полном объёме, большая часть очевидцев происшедшего установлена и опрошена, а прокурор, проверив материал, согласился с решением дознавателя от 22 апреля 2012 года. Не видит оснований ставить под сомнение законность этого процессуального акта и судебная коллегия.
А при таких обстоятельствах, полагает коллегия, нарушений закона, влекущих за собой отмену решения суда первой инстанции по настоящему делу, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
постановление судьи Раменского городского суда Московской области от 17 января 2013 года по заявлению Зинченко Елены Михайловны оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.