Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Варламовой Е.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 февраля 2013 года апелляционную жалобу Сотсковой Т.Ф. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года по делу по заявлению Сотсковой "данные изъяты"о признании незаконными отказа Главы Администрации Дмитровского муниципального района Московской области в представлению информации, обязании предоставить информацию.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителей Сотсковой Т.Ф. - Борисенко В.М. и Андрияновой Т.В., представителя Главы Дмитровского муниципального района МО и Администрации Дмитровского муниципального района МО - Тадевосяна В.С.,
УСТАНОВИЛА:
Сотскова Т.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главы администрации Дмитровского муниципального района Московской области в предоставлении ей информации о распределении жилых помещений нуждающимся в получении жилья в городском поселении Дмитров; в качестве способа защиты нарушенного права просила суд обязать Главу администрации Дмитровского муниципального района Московской области предоставить ей информацию о распределении Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области жилых помещений нуждающимся в получении жилья в городском поселении Дмитров с 1999 года по настоящее время (конкретно: какие жилые помещения были предоставлены, каким гражданам, с указанием даты их постановки на учет и наличия у них льгот).
В обоснование заявленных требований указала, что с 1999 года ее семья зачислена в общую и льготную очередь на получение жилой площади. 03.07.2012 она обратилась с заявлением на имя Главы администрации Дмитровского муниципального района Московской области о предоставлении информации о соблюдении очередности распределения жилья в городском поселении Дмитров за период с момента постановки ее семьи на учет, однако в предоставлении запрошенной информации ей было отказано по тем основаниям, что указанная информация содержит персональные данные граждан.
По мнению заявительницы, данный отказ является незаконным, нарушающим ее право на получение информации о деятельности органа местного самоуправления, которая законом отнесена к категории открытой и не подлежащей ограничению в доступе.
В судебном заседании Сотскова Т.Ф. и её представители заявленные требования поддержали.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация Дмитровского муниципального района МО.
Представитель заинтересованных лиц - Администрации Дмитровского муниципального района Московской области и Главы Администрации Дмитровского муниципального района Московской области заявленные требования не признал, пояснив, что информация о распределении жилых помещений нуждающимся в получении жилья в городском поселении Дмитров является конфиденциальной, поскольку содержит персональные данные физических лиц, получивших жилые помещения в порядке очерёдности; заявителю лично Глава администрации Дмитровского муниципального района Московской области не отказывал в предоставлении информации о распределении жилых помещений нуждающимся в получении жилья в городском поселении Дмитров; в ходе личной беседы в октябре 2012 года с заявительницей глава района обещал ей посодействовать в предоставлении жилья.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года заявление Сотсковой Т.Ф. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Сотскова Т.Ф. просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;
Согласно ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со ст. 20 Закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: 1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией; 3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; 4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; 5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией; 6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Из материалов дела усматривается, что в 1999 году ФИО1(на тот момент супруг заявительницы) был поставлен Администрацией Дмитровского района МО на общую и льготную очередь на получение жилой площади по договору социального найма (л.д. 8). После смерти Сотскова В.Г. его вдова и другие члены семьи в соответствии с действующим законодательством остались стоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
03.07.2012 Сотскова Т.Ф. обратилась в Администрацию Дмитровского муниципального района МО с заявлением на имя главы района Гаврилова В.В. о предоставлении информации о соблюдении очередности распределения жилья в городском поселении Дмитров за период с 1999 года по настоящее время, а именно: данные о жилых помещениях, распределенных в городском поселении Дмитров в указанный выше период, а также о гражданах, которым эти помещения были предоставлены, с указанием сроков их постановки на учет и имеющихся у них льгот (л.д. 11).
Письмом от 01.08.2012 за N Nза подписью заместителя Главы администрации Дмитровского муниципального района МО Поспеловой А.А. в предоставлении запрошенной информации Сотсковой Т.Ф. было отказано со ссылкой, что "информация о персональных данных граждан не может быть предоставлена без их согласия в соответствии с Конституцией РФ" (л.д.12-13).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", правомерно исходил из того, что Сотсковой Т.Ф. как гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не может быть ограничен доступ к информации, касающейся соблюдения органом местного самоуправления установленной законом очередности предоставления жилья, в связи с чем ей не может быть ограничен доступ к сведениям, характеризующим выделенное уполномоченным органом жилье, сведениям о количестве таких жилых помещений.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных Сотсковой Т.Ф. требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявительница оспаривает действия именно Главы администрации Дмитровского муниципального района Московской области, в то время как оспариваемый ответ был дан заместителем главы администрации - Поспеловой А.А., являющейся самостоятельным должностным лицом. По мнению суда, невозможно возложить на главу администрации района ответственность за решение, принятое заместителем главы администрации.
Судебная коллегия находит, что суд неверно оценил фактические обстоятельства дела.
В соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений гражданам в Дмитровском муниципальном районе МО, утвержденным решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района МО от 27.03.2009 N Nорганом, обладающим властно-распорядительными полномочиями в вопросах постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, является Администрация Дмитровского муниципального района МО.
При этом согласно Уставу муниципального образования Дмитровский муниципальный район МО (ст. 25) Главой администрации Дмитровского муниципального района является Глава ДМР; последний руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия.
Заместитель главы администрации является работником администрации, замещающим свою должность в соответствии со штатным расписанием и должностной инструкцией.
Обращаясь в суд с заявлением в защиту нарушенного права, Сотскова Т.Ф. оспаривала письменный отказ органа местного самоуправления - Администрации Дмитровского муниципального района МО, подписанный должностным лицом указанного органа, в предоставлении запрошенной информации (указанное обстоятельство представители Сотсковой Т.Ф. подтвердили и суду апелляционной инстанции), которой этот орган обладал в силу своей компетенции. При этом данный отказ исходил непосредственно от Администрации Дмитровского муниципального района МО как от органа, обладающего властно-распорядительными полномочиями в сфере обеспечения граждан жилыми помещениями по договорам социального найма, а не от должностного лица, подписавшего ответ на обращение Сотсковой Т.Ф.
Суд первой инстанции правомерно привлек Администрацию Дмитровского муниципального района МО к участию в деле в качестве заинтересованного лица, тем не менее, необоснованно отказал Сотсковой Т.Ф. в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия постановляет новое решение о признании незаконным отказа Администрации Дмитровского муниципального района Московской области в предоставлении Сотсковой Т.Ф. информации о распределении жилых помещений нуждающимся в получении жилья по договору социального найма в городском поселении Дмитров.
В качестве способа восстановления нарушенного права (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ) судебная коллегия полагает необходимым, принимая во внимание положения п. 3 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", ст. 7 Федерального закона РФ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обязать Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области предоставить Сотсковой Т.Ф. информацию о распределении Администрацией Дмитровского муниципального района жилых помещений нуждающимся в получении жилья по договору социального найма в городском поселении Дмитров с даты постановки ФИО1в очередь на получение жилой площади по настоящее время, с указанием, какие жилые помещения были предоставлены, каким гражданам (с обезличиванием их персональных данных), с указанием даты их постановки на учет и наличия у них льгот.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым признать незаконным отказ Администрации Дмитровского муниципального района Московской области в предоставлении Сотсковой "данные изъяты"информации о распределении жилых помещений нуждающимся в получении жилья по договору социального найма в городском поселении Дмитров.
Обязать Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области предоставить Сотсковой "данные изъяты"информацию о распределении Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области жилых помещений нуждающимся в получении жилья по договору социального найма в городском поселении Дмитров с даты постановки ФИО1в очередь на получение жилой площади по настоящее время, с указанием, какие жилые помещения были предоставлены, каким гражданам (с обезличиванием их персональных данных), с указанием даты их постановки на учет и наличия у них льгот.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.